Организация совместной трудовой деятельности младших школьников

Страница 1

Трудовая деятельность младших школьников является одним из видов воспитывающей деятельности. Её целью является формирование отношения младших школьников к труду, творчеству, к науке, книге, учению.

Трудовая деятельность требует интеллектуальных усилий, анализа, размышления. В ней развиваются мыслительные способности младших школьников, расширяется круг знаний. Поэтому важной задачей учителя является следующая – увлечь всех детей трудовой деятельностью, наполнив её интересным содержанием.

Содержание трудовой деятельности младших школьников многообразно. Оно включает подготовку сообщений и рефератов о фактах окружающей жизни; сведения о событиях в мире; создание собственных журналов, газет; подготовка материала к урокам, участие в трудовом деле.

Нами были подготовлены и проведены мероприятия, на которых совместная трудовая работа младших школьников становилась главным условием проведения. Для примера опишем процесс подготовки и проведения коллективного внеклассного мероприятия.

Как правило, на уроках в школе ученики выполняют предложенную учителем работу индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но на практике мы заметили, что особое удовлетворение младшим школьникам доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех школьников. Это – коллективная работа, она для детей значительнее по результату, вызывает у них восхищение. Школьников радует коллективное занятие их совместная деятельность по созданию одного общего рисунка, аппликации, конструкции. Особое удовлетворение им доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит на них более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Они понимают, что все вместе могут получить более значительное изображение, чем каждый в отдельности. В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и учителем по поводу того, что они создают, и как это лучше сделать. А по завершении изображения младшие школьники вместе радуются результатам совместной деятельности. Радостные чувства объединяют их. Однако в массовой практике такого рода занятия проводятся эпизодически и лишь в наиболее лёгких формах: когда каждый ученик выполняет свою часть изображения как отдельное, законченное, которое затем объединяется в общую работу.

Коллективная деятельность младших школьников не только способствует развитию трудовой активности, но и решает многочисленные воспитательные и дидактические задачи. Содержание изображаемого, несущее заряд мировоззренческих, этических, эстетических идей способствует не только решению задач эстетического и художественного воспитания, но и активно воздействует на формирование сознания личности в целом, а коллективная форма организации даёт возможность формировать навыки и умения работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создаёт почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов.

Руководство коллективной трудовой деятельностью младших школьников требует от педагога больших усилий, чем просто индивидуальная деятельность. Особенно сложна в этом плане совместно - взаимодействующая форма организации деятельности. Всё это нуждается в тщательном продумывании, чётком планировании всех этапов работы и согласований, рациональном размещении материалов и оборудования.

Желательно, чтобы совместной творческой работе младших школьников предшествовал подготовительный этап. Он позволяет ученикам углубить собственные знания по теме будущей работы, позволяет сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной деятельности. Для этого можно использовать экскурсии, беседы, обсуждение прочитанных книг, рассматривание репродукций, иллюстраций.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи о педагогике:

Изучение проблемы использования развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе
К проблемам Детства обращаются такие ученые как В.Г Безносов, А.А. Грекалов, В.П. Зеньковский, А.П. Желобов, В.А. Хушелев, С.Д. Лихачев, К.В. Султанов, В.П. Щербаков и другие, изучал феномен «Философии Детства», где ребенок – будущий полноправный член социума, органично адаптированный к нему, котор ...

Приемы работы с детьми над выразительностью образа человека или животных
Формирование у детей конструктивных н изобразительных умений осуществляется педагогом постепенно - от знакомства и действий ребенка с реальными объемными предметами, составления целого предмета из готовых отдельных частей, через изменение формы в пластичном материале - глине - к созданию графическо ...

Планирование работы по модульной технологии
На уроках истории, так же как и на уроках других предметов, возможно применение модульной технологии. Содержание обучения по модульной технологии представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Главная особенно ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru