Цель, задачи, этапы и организация формирующего эксперимента

Страница 2

· Загадки, активизирующие мыслительную деятельность;

· «Сядет тот, кто ответит на вопрос»;

· «Назови слово»;

· Игры, связанные с темой занятия.

II. Основная часть (20 – 25 минут), в которой использовались следующие игры и упражнения:

· Знакомство с произведением живописи и ее автором;

· Беседа по картине (используемые средства выразительности);

· Рассказ о картине, активизирующий атрибутивный словарь;

· «Опиши предмет»;

· «Найди отличия»;

· «Один - много»;

· «Слова - приятели»;

· «Слова - неприятели»;

· «Какой, какая, какое»;

· «Большой - маленький»;

· «Что спрятано»;

· Игра «Раз, два, три – в картину входи!»;

· «Закончи предложение»;

· Отгадывание загадок;

· Упражнение «Скажи ласково»;

· «Загадай слово» и другие.

В основную часть каждого занятия включалась физминутка, задачей которой являлось: снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда, выработка четких и координированных действий во взаимосвязи с речью и др.

III. Итог занятия (2 – 3 минуты). В заключении занятия использовались игры и вопросы на уточнение полученных знаний, на их систематизацию и закрепление.

Логопедическая работа строилась по схеме:

· дополнительные подгрупповые занятия;

· рекомендации для воспитателей;

· рекомендации для родителей.

При составлении занятий использованные методики были нами адаптированы к детям старшей группы с общим недоразвитием речи. Всего нами было составлено и проведено 20 занятий.

Виды упражнений по развитию атрибутивного словаря на логопедических занятиях с использованием средств пейзажной живописи занесены в таблицу 2.

Таким образом, в рамках формирующего эксперимента, было проведено 20 занятий, конспекты наиболее интересных имеются в Приложении 4.

Рассмотрим некоторые примеры использования предметов пейзажной живописи для развития атрибутивного словаря у старших дошкольников с ОНР на логопедических занятиях в рамках формирующего эксперимента (Таблица 3).

Таблица 2. Тематическое планирование логопедических занятий по развитию атрибутивного словаря у старших дошкольников с ОНР с использованием средств пейзажной живописи

№ занятия

Тема занятия

Задачи развития атрибутивного словаря

Речевой материал

Репродукция пейзажной живописи

Методы и приемы формирования атрибутивного словаря с использованием предметов живописи

1

Знакомство с пейзажем. Рассматривание и анализ содержимого картины И. И. Шишкина «Корабельная роща».

- закрепить знания детей об основных цветах;

- ввести в пассивный словарь оттенки цветов;

- обогащение словаря новыми словами – терминами («пейзаж», «художник-пейзажист»);

- обогащение атрибутивного словаря.

Обогащение и активизация словаря прилагательными: холодный, теплый, коричневый, желтый, золотистый, серый, черный, фиолетовый, синий, сиреневый, белый, высокий, прямой, тонкий, хрупкий, старый, ветхий, неустойчивый, могущественный, круглый, сосновый, еловый, гладкий, шершавый, большой, спокойный.

Иван Иванович Шишкин «Корабельная роща»

Рассказ логопеда о жанре изобразительного искусства - пейзаже;

Знакомство с автором картины;

Упражнение «Шишка какая»;

Рассматривание детьми картины И. И. Шишкина «Корабельная роща»,

Беседа по картине;

Отгадывание детьми загадок;

дид. игра с мячом «назови цвет».

2

Рассматривание и анализ картины И. И. Левитана «Вечерний звон».

-активизация словаря прилагательных, обозначающих цвет, форму, величину, качество;

- закрепление знаний о многозначности слов;

- расширение словаря синонимов;

- уточнение представлений о признаках предметов.

Обогащение и активизация словаря прилагательными: теплый, мягкий, плавный, лазурный, золотой, тихий, громкий, холодный, синий, красивый, нежный, душистый, металлический, звонкий, гладкий, громкий, прохладный, свежий, влажный, круглый, легкий, твердый, гладкий, резиновый, мягкий, овальный, жесткий, широкий, горячий, жаркий, правильный, сильный, узкий, тонкий, высокий, пластмассовый, деревянный, стеклянный теплый, меховой, оранжевый, серый.

Исаак Ильич Левитан «Вечерний звон»

Рассматривание картины И. И. Левитана «Вечерний звон»;

Знакомство с картиной (рассказ логопеда);

Беседа по картине (вопросно-ответная форма);

дид. игра «животные»;

отгадывание загадок;

Игра «Придумай загадку»;

Речевая игра «Два из трех».

3

Развитие атрибутивного словаря с помощью картины И. И. Левитана «Вечерний звон»

- активизация атрибутивного словаря; -расширение словаря антонимов; - закрепление умения подбирать эпитеты, сравнения.

Прилагательные: Теплый, мягкий, вечерний, звонкий, зеленый, желтый, розовый, белый, золотистый, коричневый, блестящий, прохладный, свежий, деревянный, величественный, громкий, горячий, вечерний, спокойный, легкий, теплый, нежный, тяжелый, легкий, длинный, короткий, высокий, низкий тонкий, толстый, узкий, широкий, огромный.

Исаак Ильич Левитан «Вечерний звон»

Отгадывание детьми загадок по теме «время суток»;

Беседа по ранее рассмотренной картине И. И. Левитана «Вечерний звон»;

Подбор определений к предметам, изображенным на картине;

Игра «Бывает – не бывает»;

Игра «Скажи наоборот».

4

Рассматривание и анализ содержимого картины И. И. Шишкина «Зима».

- закрепить знание о понятии пейзаж;

- научить подбирать определения со зрительной опорой и без нее;

- обогащение и активизация словаря прилагательными.

Прилагательные: холодный, снежный, морозный, белый, пушистый, рассыпчатый, мягкий, искристый, блестящий, хрустящий, солнечный, короткий, ветреный, крепкий, хрупкий, тонкий, черный, серый, коричневый, темно-зеленый, голубовато-белый, большой, дремучий, непроходимый, зимний,хвойный, высокий,стройный, кривой,трухлявый, старый.

Иван Иванович Шишкин «Зима»

Знакомство с картиной «Зима» и ее автором;

Рассматривание картины И.И. Шишкина «Зима»;

Беседа по содержанию картины (какое небо, какой лес, какое дерево, какой воздух);

Игровое упражнение «Какой? Какая? Какое?»;

Дидактическая игра «Скажи ласково»;

Игровое упражнение «Опиши предмет»;

Отгадывание загадок.

5

Развитие атрибутивного словаря с помощью картины И. И. Шишкина «Зима».

- научить использовать в речи эпитеты при описании картины;

- научить детей использовать сравнения;

- активизировать в речь новые слова;

Активизация словаря прилагательными:

рассыпчатый, мягкий, искристый, блестящий, хрустящий, солнечный, короткий, ветреный, крепкий, хрупкий, тонкий, черный, серый, коричневый, темно-зеленый, голубовато-белый, большой, дремучий, непроходимый, зимний, хвойный, высокий, стройный, кривой, трухлявый, старый, трусливый, злой, хитрый, рыжий, ловкий, быстрый, маленький, ласковый.

Иван Иванович Шишкин «Зима

Беседа о ранее рассмотренной картине И. И. Шишкина «Зима»;

Прослушивание монолога (рассказа) логопеда о зиме с опорой на картину;

Групповое составление рассказа о картине (по предложению каждый ребенок);

Подбор эпитетов к предметам, изображенным на картине;

Дидактическая игра «Природа зимой»;

Упражнение «На что похоже?».

6

Рассматривание и анализ содержимого картины И. Грабаря «Февральская лазурь».

- уточнение знаний детей о зиме;

- закрепление умения подбирать определения, эпитеты;

- обогащение словаря сложными прилагательными, обозначающими цвет;

- уточнение знаний и представлений детей о форме предметов.

Прилагательные: голубой, лазурный, зеленоголубой, голубовато-белый, белый, голубой, золотистый, коричневый, синий, сиреневый, светло-сиреневый, белоствольный, блестящий, сверкающий, ясный, солнечный, зимний, торжественный, радостный, веселый, огромный, большой, маленький, низкий, высокий. тонкий, толстый, круглый, овальный, прямоугольный, треугольный, квадратный.

Игорь Эммануилович Грабарь «Февральская лазурь»

Знакомство с картиной «Февральская лазурь» и ее автором И. Грабарем;

Беседа по содержанию картины (о чем картина, что нарисовано на переднем, заднем планах);

Подробное рассматривание картины (используемые цвета, величина, количество изображенных предметов);

Игра «Какой формы»;

Развитие кинестетических ощущений;

Игра «Один - много».

7

Развитие атрибутивного словаря с помощью картины И. Грабаря «Февральская лазурь»

- тренировать детей в подборе определений;

- тренировать в выделении существенных признаков;

- активизация словаря прилагательными, обозначающими цвет, размер, величину.

Прилагательные: красивый, прекрасный, праздничный, веселый, спокойный, торжественный, яркий, переливающийся, ясный, блестящий, белый, синий, лазурный, сиреневый, фиолетовый, светло-сиреневый, желтый, золотистый, огромный, громадный, раскидистый, широкий, узкий, низкий, высокий, маленький, тонкий, холодный, прохладный, свежий, игривый, колючий, стеклянный, глубокий, прозрачный, тяжелый, мягкий, легкий, красивый, прекрасный, веселый, радостный, печальный, грустный.

Игорь Эммануилович Грабарь «Февральская лазурь»

Беседа о картине и ее авторе;

Описание картины: подбор эпитетов, сравнений. Отгадывание загадок ;

Игра с мячом «Ассоциации»;

Игровое упражнение «Забытое слово»;

Игра «Слова приятели».

8

Рассматривание и анализ содержимого картины Н. Крымова «Зима».

- научить детей использовать в речи оттенки цветов;

- закрепить знания и представления о геометрических фигурах, научить различать их;

- тренировать детей в подборе эпитетов.

Прилагательные: старый, деревянный, деревенский, каменный, высокий, толстый, одинокий, многолетний, колючий, твердый, звонкий, зимний, прохладный, холодный, ледяной, хмурый, солнечный, снежный, треугольный, прямоугольный, квадратный, круглый, сине-голубой, светло-желтый, белый, грязно-белый, черный, серый, рыже-коричневый, темно-коричневый, красный, оранжевый.

Николай Петрович Крымов «Зима»

Рассматривание картины Н. Крымова «Зима»;

Беседа по ней (вопросно–ответная форма);

Игра «Занятия зимой»;

Игра «Назови ласково».

Игра на развитие воображения «Мы слепили снеговика»;

Упражнение «Какой, какая, какое».

9

Рассматривание и анализ содержимого картины И. Э. Грабаря «Березовая аллея».

- расширение пассивного словаря сложными прилагательными, обозначающими цвет;

- обогащение словаря прилагательными;

- тренировка детей в подборе слов-синонимов;

-научить детей объяснять значения слов.

Прилагательные: березовый, липовый, дубовый, свинцовый, пасмурный, хмурый, тяжелый, затянутый, черный, солнечный, прозрачный, голубовато-белый, бело-серый, синий, голубой, высокий, белоствольный, хрупкий, легкий, лазурный, розовато - красный, широкий, узкий, грязный, талый, большой, длинный, тяжелый, железный, пушистый, деревянный.

Игорь Эммануилович Грабарь «Березовая аллея»

Знакомство с картиной И. Грабаря «Березовая аллея»;

Беседа по картине «Березовая аллея» (подбор синонимов)

Отгадывание загадок по теме «зима»;

Подвижная игра «едем в деревню»;

Игра «слово напомнит картинку» (ассоциативные связи).

10

Сравнивание картин И. Грабаря «Березовая аллея» и Н. Крымова «Зима».

- уточнение знаний и представлений детей о признаках зимы;

- активизация атрибутивного словаря, оттенками цветов;

- расширение словаря антонимов.

Прилагательные: длинный, короткий, белый, рассыпчатый, желтоватый, голубовато – серый, грязно-белый, голубой, блестящий, стройный, раскидистый, розоватый, могущественный, многолетний, угрюмый, одинокий, темный, деревенский, спокойный, деревянный, старый, снежный, тонкий, хрупкий, злой, добрый, трусливый, смелый, умный, глупый, стремительный, медлительный, сильный, слабый, просторный, тесный.

Игорь Эммануилович Грабарь «Березовая аллея», Николай Петрович Крымов «Зима»

Повторение названий картин и их авторов;

Сравнение картин (по замыслу, по использованным краскам и приемам);

Дыхательное упражнение «Снежинки»;

Дидактическая игра «Подбери слова»;

Игра с мячом «Скажи наоборот».

11

Рассматривание и анализ содержимого картины И. И. Левитана «Весна. Март»

- тренировать детей в подборе определений;

- формирование словаря по теме «Весна»;

- обогащение словаря, в процессе сравнений, подбора эпитетов;

- уточнение представлений о форме предметов, их активизация в речь.

Прилагательные: : голубой, желтый, зеленый, белый, высокий, рыхлый, мокрый, светлый, безоблачный, ясный, чистый, тонкий, хрупкий, большой, старый, темный, густой, солнечный, прохладный, мартовский, маленький, рыжий, радостный, веселый, счастливый, весенний, круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный, деревянный, каменный, кирпичный, бревенчатый, тихий, большой, маленький, рыжий.

Исаак Ильич Левитан «Весна. Март»

Рассматривание картины И. Левитана «Весна. Март»

Беседа о художнике и названии картины;

Рассматривание картины, подробное ее описание;

Метод «вхождения в картину»;

Отгадывание загадок;

Дидактическая игра с мячом «назови ласково»;

Упражнение «признаки весны» (угадать предмет или явление по опорным словам);

Речевое упражнение «Расскажи о доме».

12

Развитие атрибутивного словаря с помощью картины И. И. Левитана «Весна. Март».

- продолжать учить описывать содержание картины, ее настроение;

- продолжать учить использовать выразительные средства при описании (прежде всего цвет);

- побуждать детей использовать в речи сравнения, эпитеты.

- активизация атрибутивного словаря (качественные прилагательные, прилагательные, обозначающие форму предметов).

Активизация словаря прилагательными: голубой, желтый, зеленый, белый, высокий, рыхлый, мокрый, голубоватый, светлый, безоблачный, ясный, чистый, тонкий, хрупкий, большой, старый, темный, густой, солнечный, прохладный, холодный, свежий, деревенский, деревянный, бревенчатый, каменный, кирпичный, мартовский, маленький, рыжий, радостный, веселый, счастливый, весенний, круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный, овальный.

Исаак Ильич Левитан «Весна. Март»

Беседа о ранее рассмотренной картине (Название, художник, содержание);

Детальное описание изображенного (цвет, форма, величина, качество; настроение);

Использование метода «вхождения в картину»;

Отгадывание загадок на занятии;

Дидактическая игра «Что делает»;

Речевое упражнение «Закончи по заданному началу»;

Прием «Что изображено в правой части картины».

13

Рассматривание и анализ содержимого картины А. Саврасова «Грачи прилетели»

- уточнение знаний и представлений о весне;

- активизация атрибутивного словаря на материале картин;

- обогащение словаря эпитетами, сравнениями.

Прилагательные: перелетный, большой, толстый, ранний, черный, белый, старый, кривой, высокий, талый, серый, бурый, зеленый, сельский, скромный, прозрачный, весенний, мягкий, железный, теплый, холодный, прохладный, голубой, чистый, деревянный, острый, круглый, переливающийся, металлический, гладкий.

Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели»

Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели»;

Беседа о содержимом картины;

Рассуждение над названием картины – «придумай название»;

Прослушивание описательного рассказа логопеда о картине;

Беседа о картине на основе рассказа;

Отгадывание детьми загадок;

Упражнение «опиши птицу»);

Игра «У кого кто?»;

Дид. игра «Расскажи о птице»;

Упражнение «Звенит капель».

14

Рассматривание и анализ содержимого картины И. Левитана «Большая вода»

- научить отграничивать понятия ранняя и поздняя весна;

-совершенствовать навыки подбора синонимов;

Прилагательные: весенний, большой, водный, затопленный, сухой, мокрый, чистый, ясный, высокий, облачный, голубой, белый, красновато – розовый, желтый, зеленый, лазурный, черный, темно-зеленый, тонкий, деревянный, кривой, стройный, серый, спокойный, веселый, живой, радостный, плетеный, мягкий, твердый, широкий.

Исаак Ильич Левитан «Большая вода»

Знакомство с картиной; Рассматривание картины и беседа по ее содержимому;

Игра «Два из трех»;

Игра «Отправились в плавание»;

Подвижная игра «Птички»;

Подведение итогов;

Прием «Что спрятано (в левой части картины)?»

15

Сравнивание картин А. Саврасова «Грачи прилетели» и И. Левитана «Большая вода»

- расширение активного словаря прилагательных;

- продолжать учить детей пользоваться в речи эпитетами, сравнениями;

- уточнение словаря о семье;

- учить детей использовать в речи сравнительную степень прилагательных.

Прилагательные: радостный, торжественный, возвышенный, тяжелый, темный, облачный, синий, высокий, ясный, чистый, прозрачный, голубой, серый, желто –белый, большой, маленький, рыхлый, тихий, громкий, ноздреватый, мокрый, грязно- белый, старый, кривой, толстоствольный, молодой, стройный, тонкий, светлый, бурый, грязный, сырой, затопленный, снежный, сухой, розоватый, темно-коричневый, лазурный, грачиный, просторный, черный, серый, ловкий, быстрый, перелетный, дружный, крепкий, трудолюбивый, воспитанный, здоровый, культурный, старше, младше.

Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели», Исаак Ильич Левитан «Большая вода»

Рассматривание картин в сопровождении музыки;

Беседа по картинам (чем похожи, чем отличаются);

Дидактическая игра «Найди подходящее слово»;

Подвижная игра «Грачи прилетели»;

Речевая игра «Какой должна быть семья»;

Упражнение «Старше - младше»;

Подведение итогов.

16

Рассматривание и анализ содержимого картины И. Грабаря «Рябинка»

- расширение словаря по теме осень;

- активизация словаря прилагательными, обозначающими цвет;

Расширение словаря антонимов;

- закрепление представлений о форме предметов.

Прилагательные: осенний, теплый, яркий, солнечный, красочный, оранжевый, желтый, темно-зеленый, алый, багряный, светло-зеленый, коричневый, красный, белый, высокий, воздушный, передний, задний, маленький, молодой, старый. кривой, толстый, тонкий, ровный, далекий, овальный, круглый, сладкий, кислый, громкий, тихий, мягкий, твердый, длинный, короткий, умный, глупый, пустой, полный, глубокий, мелкий, чистый, грязный, шершавый, квадратный.

Игорь Эммануилович Грабарь «Рябинка»

Знакомство с картиной;

Рассматривание и беседа по картине (вопросноответная форма);

Игра «Классификация»;

Речевое упражнение «Скажи наоборот»;

Подвижная игра «Собираем осенний урожай»;

Подведение итогов.

17

Сравнивание картин И. Левитана «Большая вода» И. Э. Грабаря «Рябинка»

- активизация словаря прилагательными, (преимущественно цвет и его оттенки);

- активизация атрибутивного словаря;

- продолжать учить пользоваться в речи эпитетами, сравнениями;

Прилагательные: круглый, квадратный, овальный, прямоугольный, треугольный, красный, синий, зеленый, белый, коричневый, золотистый, желтый, черный, багряный, алый, бурый, розовато-красный, оранжевый, высокий, молодой, старый, кривой, тонкий, белоствольный, голубой, облачный, чистый, осенний,весенний,пышный,ветвистый,деревянный,деревенский,рыбацкий,просторный,затопленный,лазурный, прозрачный, свежий, теплый, легкий.

Исаак Ильич Левитан «Большая вода» и Игорь Эммануилович Грабарь «Рябинка».

Актуализация знаний о картинах и художниках;

Детальное сравнивание содержимого картин (чем похожи, чем отличаются);

Игра «Геометрические фигуры»;

Речевая игра «Раз, два, три – в картину входи!»;

Речевая игра «Разгадай слово».

18

Морской пейзаж. Рассматривание и анализ содержимого картины И. Айвазовского «Неаполитанский залив утром»

- обогащение атрибутивного импрессивного словаря;

- активизация атрибутивного словаря;

- обогащение словаря новыми словами «марина», «художник - маринист».

Прилагательные: морской, прибрежный, легкий, воздушный, ранний, ясный, чистый, прохладный, свежий, утренний, белый, лазурный, голубой, желтый, золотистый, розовый, красный, коричневый, зеленоватый, большой, маленький, далекий, близкий, передний, задний, деревянный, старый, блестящий, просторный, весенний, теплый, длинный, короткий, ветреный, радостный, веселый, яркий, пустой, полный, ленивый, шустрый, дружный, долгожданный, дождливый, мокрый, влажный, сухой, солнечный, шумный, звонкий.

Иван Константинович Айвазовский «Неаполитанский залив утром»

Знакомство с картиной, художником, разновидностью пейзажа – «мариной»;

Рассматривание картины под стихотворение;

Прослушивание детьми рассказа логопеда по картине;

Беседа по рассказу (вопросно-ответная форма);

Прием «вхождения в картину»;

Отгадывание загадок;

Речевое упражнение «Какой, какая, какое, какие?».

19

Развитие атрибутивного словаря с помощью картины И. Айвазовского «Неаполитанский залив утром» в рамках лексической темы «Транспорт».

- упражнять в правильном подборе определений, эпитетов, сравнений, сравнительной степени прилагательных;

-развивать умение образовывать качественные прилагательные.

Прилагательные: морской, летний, утренний, влажный, легкий, туманный, большой, маленький, воздушный, красивый, гордый, изящный, величественный, белый, голубой, светло-голубой, синий, лазурный, розовый, золотистый, солнечный, желтый, коричневатый, невесомый, заостренный, длинный, широкий, высокий, деревянный, рыбацкий, светло – желтый, мощный, быстроходный, пластмассовый, кожаный, резиновый.

Иван Константинович Айвазовский «Неаполитанский залив утром»

Актуализация знаний о картине и художнике;

Анализ содержимого картины;

Игра «Что спрятано на картине?» (зрительная память);

Упражнение «Закончи предложение»;

Упражнение «Из чего какое»;

Отгадывание загадок на тему «Морской транспорт».

20

Развитие атрибутивного словаря с помощью знакомых произведений пейзажа.

- активизация словаря прилагательными, обозначающими цвет, форму, величину, качество, личные характеристики, эмоциональное отношение;

- закрепить умение использовать в речи эпитеты, сравнения.

- обогащение словаря по теме «Птицы весной».

Прилагательные: весенний, осенний, зимний, зимующий, теплый, холодный, белогрудый, заботливый, дружный, певучий, умный, гордый, отважный, сильный, трудолюбивый, пестрый, черный, пушистый, серый, длинный, короткий, маленький, большой, высокий, низкий, широкий, узкий, длинный;

Различные цвета и оттенки: красный, розовый, алый, синий, желтый, белый, лазурный, зеленый, темно-зеленый, серый, коричневый, сиреневый, черный, голубой и т. д.

Прилагательные, обозначающие форму: овальный, квадратный, прямоугольный, треугольный, круглый и др.

И.И. Шишкин «Корабельная роща», «Зима»; И.И. Левитан «Вечерний звон», «Весна. Март», «Большая вода»;

И.Э. Грабарь «Февральская лазурь», «Березовая аллея», «Рябинка; Н.П. Крымов «Зима»; А.К. Саврасов «Грачи прилетели»; И.К.Айвазовский «Неаполитанский залив утром»

Отгадывание загадок;

Игра «Четвертый лишний»;

Речевое упражнение «Опиши птицу»;

Рассматривание выставочных (ранее рассмотренных) картин в сопровождении музыки;

Беседа о названиях картин и их авторах, о тематике картин;

Описание наиболее понравившейся картины (средства выражения).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи о педагогике:

Этапы проектной работы
Главное отличие между обычной и проектной работой состоит в том, что при обычной работе основная деятельность ограничена рамками класса, а при проектной работе она выходит за его пределы. Полномасштабный проект включает три стадии: 1. Планирование в классе. Школьники при участии учителя обсуждают с ...

Содержание образования как средство развития мотивации
В соответствии с тематикой моего исследования обратимся к рассмотрению двух основных категорий дидактики процесса обучения и его основных компонентов, из которых наибольший интерес для нас представляет содержание образования . Понятие процесса обучения исследовалось такими учеными как: Бабанский Ю. ...

Особенности работы школы с многодетной семьей
По мнению Ю.П. Азарьева работу с многодетной семьей школа, а если быть точнее, то социальный педагог начинает с её изучения. Рассмотрим проблемы многодетных семей, с которыми чаще всего сталкивается школа и социальный педагог. Это могут быть многодетные семьи, где ребенок может жить в постоянных сс ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru