Цель, задачи, этапы и организация формирующего эксперимента
· Загадки, активизирующие мыслительную деятельность;
· «Сядет тот, кто ответит на вопрос»;
· «Назови слово»;
· Игры, связанные с темой занятия.
II. Основная часть (20 – 25 минут), в которой использовались следующие игры и упражнения:
· Знакомство с произведением живописи и ее автором;
· Беседа по картине (используемые средства выразительности);
· Рассказ о картине, активизирующий атрибутивный словарь;
· «Опиши предмет»;
· «Найди отличия»;
· «Один - много»;
· «Слова - приятели»;
· «Слова - неприятели»;
· «Какой, какая, какое»;
· «Большой - маленький»;
· «Что спрятано»;
· Игра «Раз, два, три – в картину входи!»;
· «Закончи предложение»;
· Отгадывание загадок;
· Упражнение «Скажи ласково»;
· «Загадай слово» и другие.
В основную часть каждого занятия включалась физминутка, задачей которой являлось: снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда, выработка четких и координированных действий во взаимосвязи с речью и др.
III. Итог занятия (2 – 3 минуты). В заключении занятия использовались игры и вопросы на уточнение полученных знаний, на их систематизацию и закрепление.
Логопедическая работа строилась по схеме:
· дополнительные подгрупповые занятия;
· рекомендации для воспитателей;
· рекомендации для родителей.
При составлении занятий использованные методики были нами адаптированы к детям старшей группы с общим недоразвитием речи. Всего нами было составлено и проведено 20 занятий.
Виды упражнений по развитию атрибутивного словаря на логопедических занятиях с использованием средств пейзажной живописи занесены в таблицу 2.
Таким образом, в рамках формирующего эксперимента, было проведено 20 занятий, конспекты наиболее интересных имеются в Приложении 4.
Рассмотрим некоторые примеры использования предметов пейзажной живописи для развития атрибутивного словаря у старших дошкольников с ОНР на логопедических занятиях в рамках формирующего эксперимента (Таблица 3).
Таблица 2. Тематическое планирование логопедических занятий по развитию атрибутивного словаря у старших дошкольников с ОНР с использованием средств пейзажной живописи
№ занятия |
Тема занятия |
Задачи развития атрибутивного словаря |
Речевой материал |
Репродукция пейзажной живописи |
Методы и приемы формирования атрибутивного словаря с использованием предметов живописи |
1 |
Знакомство с пейзажем. Рассматривание и анализ содержимого картины И. И. Шишкина «Корабельная роща». |
- закрепить знания детей об основных цветах; - ввести в пассивный словарь оттенки цветов; - обогащение словаря новыми словами – терминами («пейзаж», «художник-пейзажист»); - обогащение атрибутивного словаря. |
Обогащение и активизация словаря прилагательными: холодный, теплый, коричневый, желтый, золотистый, серый, черный, фиолетовый, синий, сиреневый, белый, высокий, прямой, тонкий, хрупкий, старый, ветхий, неустойчивый, могущественный, круглый, сосновый, еловый, гладкий, шершавый, большой, спокойный. |
Иван Иванович Шишкин «Корабельная роща» |
Рассказ логопеда о жанре изобразительного искусства - пейзаже; Знакомство с автором картины; Упражнение «Шишка какая»; Рассматривание детьми картины И. И. Шишкина «Корабельная роща», Беседа по картине; Отгадывание детьми загадок; дид. игра с мячом «назови цвет». |
2 |
Рассматривание и анализ картины И. И. Левитана «Вечерний звон». |
-активизация словаря прилагательных, обозначающих цвет, форму, величину, качество; - закрепление знаний о многозначности слов; - расширение словаря синонимов; - уточнение представлений о признаках предметов. |
Обогащение и активизация словаря прилагательными: теплый, мягкий, плавный, лазурный, золотой, тихий, громкий, холодный, синий, красивый, нежный, душистый, металлический, звонкий, гладкий, громкий, прохладный, свежий, влажный, круглый, легкий, твердый, гладкий, резиновый, мягкий, овальный, жесткий, широкий, горячий, жаркий, правильный, сильный, узкий, тонкий, высокий, пластмассовый, деревянный, стеклянный теплый, меховой, оранжевый, серый. |
Исаак Ильич Левитан «Вечерний звон» |
Рассматривание картины И. И. Левитана «Вечерний звон»; Знакомство с картиной (рассказ логопеда); Беседа по картине (вопросно-ответная форма); дид. игра «животные»; отгадывание загадок; Игра «Придумай загадку»; Речевая игра «Два из трех». |
3 |
Развитие атрибутивного словаря с помощью картины И. И. Левитана «Вечерний звон» |
- активизация атрибутивного словаря; -расширение словаря антонимов; - закрепление умения подбирать эпитеты, сравнения. |
Прилагательные: Теплый, мягкий, вечерний, звонкий, зеленый, желтый, розовый, белый, золотистый, коричневый, блестящий, прохладный, свежий, деревянный, величественный, громкий, горячий, вечерний, спокойный, легкий, теплый, нежный, тяжелый, легкий, длинный, короткий, высокий, низкий тонкий, толстый, узкий, широкий, огромный. |
Исаак Ильич Левитан «Вечерний звон» |
Отгадывание детьми загадок по теме «время суток»; Беседа по ранее рассмотренной картине И. И. Левитана «Вечерний звон»; Подбор определений к предметам, изображенным на картине; Игра «Бывает – не бывает»; Игра «Скажи наоборот». |
4 |
Рассматривание и анализ содержимого картины И. И. Шишкина «Зима». |
- закрепить знание о понятии пейзаж; - научить подбирать определения со зрительной опорой и без нее; - обогащение и активизация словаря прилагательными. |
Прилагательные: холодный, снежный, морозный, белый, пушистый, рассыпчатый, мягкий, искристый, блестящий, хрустящий, солнечный, короткий, ветреный, крепкий, хрупкий, тонкий, черный, серый, коричневый, темно-зеленый, голубовато-белый, большой, дремучий, непроходимый, зимний,хвойный, высокий,стройный, кривой,трухлявый, старый. |
Иван Иванович Шишкин «Зима» |
Знакомство с картиной «Зима» и ее автором; Рассматривание картины И.И. Шишкина «Зима»; Беседа по содержанию картины (какое небо, какой лес, какое дерево, какой воздух); Игровое упражнение «Какой? Какая? Какое?»; Дидактическая игра «Скажи ласково»; Игровое упражнение «Опиши предмет»; Отгадывание загадок. |
5 |
Развитие атрибутивного словаря с помощью картины И. И. Шишкина «Зима». |
- научить использовать в речи эпитеты при описании картины; - научить детей использовать сравнения; - активизировать в речь новые слова; |
Активизация словаря прилагательными: рассыпчатый, мягкий, искристый, блестящий, хрустящий, солнечный, короткий, ветреный, крепкий, хрупкий, тонкий, черный, серый, коричневый, темно-зеленый, голубовато-белый, большой, дремучий, непроходимый, зимний, хвойный, высокий, стройный, кривой, трухлявый, старый, трусливый, злой, хитрый, рыжий, ловкий, быстрый, маленький, ласковый. |
Иван Иванович Шишкин «Зима |
Беседа о ранее рассмотренной картине И. И. Шишкина «Зима»; Прослушивание монолога (рассказа) логопеда о зиме с опорой на картину; Групповое составление рассказа о картине (по предложению каждый ребенок); Подбор эпитетов к предметам, изображенным на картине; Дидактическая игра «Природа зимой»; Упражнение «На что похоже?». |
6 |
Рассматривание и анализ содержимого картины И. Грабаря «Февральская лазурь». |
- уточнение знаний детей о зиме; - закрепление умения подбирать определения, эпитеты; - обогащение словаря сложными прилагательными, обозначающими цвет; - уточнение знаний и представлений детей о форме предметов. |
Прилагательные: голубой, лазурный, зеленоголубой, голубовато-белый, белый, голубой, золотистый, коричневый, синий, сиреневый, светло-сиреневый, белоствольный, блестящий, сверкающий, ясный, солнечный, зимний, торжественный, радостный, веселый, огромный, большой, маленький, низкий, высокий. тонкий, толстый, круглый, овальный, прямоугольный, треугольный, квадратный. |
Игорь Эммануилович Грабарь «Февральская лазурь» |
Знакомство с картиной «Февральская лазурь» и ее автором И. Грабарем; Беседа по содержанию картины (о чем картина, что нарисовано на переднем, заднем планах); Подробное рассматривание картины (используемые цвета, величина, количество изображенных предметов); Игра «Какой формы»; Развитие кинестетических ощущений; Игра «Один - много». |
7 |
Развитие атрибутивного словаря с помощью картины И. Грабаря «Февральская лазурь» |
- тренировать детей в подборе определений; - тренировать в выделении существенных признаков; - активизация словаря прилагательными, обозначающими цвет, размер, величину. |
Прилагательные: красивый, прекрасный, праздничный, веселый, спокойный, торжественный, яркий, переливающийся, ясный, блестящий, белый, синий, лазурный, сиреневый, фиолетовый, светло-сиреневый, желтый, золотистый, огромный, громадный, раскидистый, широкий, узкий, низкий, высокий, маленький, тонкий, холодный, прохладный, свежий, игривый, колючий, стеклянный, глубокий, прозрачный, тяжелый, мягкий, легкий, красивый, прекрасный, веселый, радостный, печальный, грустный. |
Игорь Эммануилович Грабарь «Февральская лазурь» |
Беседа о картине и ее авторе; Описание картины: подбор эпитетов, сравнений. Отгадывание загадок ; Игра с мячом «Ассоциации»; Игровое упражнение «Забытое слово»; Игра «Слова приятели». |
8 |
Рассматривание и анализ содержимого картины Н. Крымова «Зима». |
- научить детей использовать в речи оттенки цветов; - закрепить знания и представления о геометрических фигурах, научить различать их; - тренировать детей в подборе эпитетов. |
Прилагательные: старый, деревянный, деревенский, каменный, высокий, толстый, одинокий, многолетний, колючий, твердый, звонкий, зимний, прохладный, холодный, ледяной, хмурый, солнечный, снежный, треугольный, прямоугольный, квадратный, круглый, сине-голубой, светло-желтый, белый, грязно-белый, черный, серый, рыже-коричневый, темно-коричневый, красный, оранжевый. |
Николай Петрович Крымов «Зима» |
Рассматривание картины Н. Крымова «Зима»; Беседа по ней (вопросно–ответная форма); Игра «Занятия зимой»; Игра «Назови ласково». Игра на развитие воображения «Мы слепили снеговика»; Упражнение «Какой, какая, какое». |
9 |
Рассматривание и анализ содержимого картины И. Э. Грабаря «Березовая аллея». |
- расширение пассивного словаря сложными прилагательными, обозначающими цвет; - обогащение словаря прилагательными; - тренировка детей в подборе слов-синонимов; -научить детей объяснять значения слов. |
Прилагательные: березовый, липовый, дубовый, свинцовый, пасмурный, хмурый, тяжелый, затянутый, черный, солнечный, прозрачный, голубовато-белый, бело-серый, синий, голубой, высокий, белоствольный, хрупкий, легкий, лазурный, розовато - красный, широкий, узкий, грязный, талый, большой, длинный, тяжелый, железный, пушистый, деревянный. |
Игорь Эммануилович Грабарь «Березовая аллея» |
Знакомство с картиной И. Грабаря «Березовая аллея»; Беседа по картине «Березовая аллея» (подбор синонимов) Отгадывание загадок по теме «зима»; Подвижная игра «едем в деревню»; Игра «слово напомнит картинку» (ассоциативные связи). |
10 |
Сравнивание картин И. Грабаря «Березовая аллея» и Н. Крымова «Зима». |
- уточнение знаний и представлений детей о признаках зимы; - активизация атрибутивного словаря, оттенками цветов; - расширение словаря антонимов. |
Прилагательные: длинный, короткий, белый, рассыпчатый, желтоватый, голубовато – серый, грязно-белый, голубой, блестящий, стройный, раскидистый, розоватый, могущественный, многолетний, угрюмый, одинокий, темный, деревенский, спокойный, деревянный, старый, снежный, тонкий, хрупкий, злой, добрый, трусливый, смелый, умный, глупый, стремительный, медлительный, сильный, слабый, просторный, тесный. |
Игорь Эммануилович Грабарь «Березовая аллея», Николай Петрович Крымов «Зима» |
Повторение названий картин и их авторов; Сравнение картин (по замыслу, по использованным краскам и приемам); Дыхательное упражнение «Снежинки»; Дидактическая игра «Подбери слова»; Игра с мячом «Скажи наоборот». |
11 |
Рассматривание и анализ содержимого картины И. И. Левитана «Весна. Март» |
- тренировать детей в подборе определений; - формирование словаря по теме «Весна»; - обогащение словаря, в процессе сравнений, подбора эпитетов; - уточнение представлений о форме предметов, их активизация в речь. |
Прилагательные: : голубой, желтый, зеленый, белый, высокий, рыхлый, мокрый, светлый, безоблачный, ясный, чистый, тонкий, хрупкий, большой, старый, темный, густой, солнечный, прохладный, мартовский, маленький, рыжий, радостный, веселый, счастливый, весенний, круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный, деревянный, каменный, кирпичный, бревенчатый, тихий, большой, маленький, рыжий. |
Исаак Ильич Левитан «Весна. Март» |
Рассматривание картины И. Левитана «Весна. Март» Беседа о художнике и названии картины; Рассматривание картины, подробное ее описание; Метод «вхождения в картину»; Отгадывание загадок; Дидактическая игра с мячом «назови ласково»; Упражнение «признаки весны» (угадать предмет или явление по опорным словам); Речевое упражнение «Расскажи о доме». |
12 |
Развитие атрибутивного словаря с помощью картины И. И. Левитана «Весна. Март». |
- продолжать учить описывать содержание картины, ее настроение; - продолжать учить использовать выразительные средства при описании (прежде всего цвет); - побуждать детей использовать в речи сравнения, эпитеты. - активизация атрибутивного словаря (качественные прилагательные, прилагательные, обозначающие форму предметов). |
Активизация словаря прилагательными: голубой, желтый, зеленый, белый, высокий, рыхлый, мокрый, голубоватый, светлый, безоблачный, ясный, чистый, тонкий, хрупкий, большой, старый, темный, густой, солнечный, прохладный, холодный, свежий, деревенский, деревянный, бревенчатый, каменный, кирпичный, мартовский, маленький, рыжий, радостный, веселый, счастливый, весенний, круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный, овальный. |
Исаак Ильич Левитан «Весна. Март» |
Беседа о ранее рассмотренной картине (Название, художник, содержание); Детальное описание изображенного (цвет, форма, величина, качество; настроение); Использование метода «вхождения в картину»; Отгадывание загадок на занятии; Дидактическая игра «Что делает»; Речевое упражнение «Закончи по заданному началу»; Прием «Что изображено в правой части картины». |
13 |
Рассматривание и анализ содержимого картины А. Саврасова «Грачи прилетели» |
- уточнение знаний и представлений о весне; - активизация атрибутивного словаря на материале картин; - обогащение словаря эпитетами, сравнениями. |
Прилагательные: перелетный, большой, толстый, ранний, черный, белый, старый, кривой, высокий, талый, серый, бурый, зеленый, сельский, скромный, прозрачный, весенний, мягкий, железный, теплый, холодный, прохладный, голубой, чистый, деревянный, острый, круглый, переливающийся, металлический, гладкий. |
Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели» |
Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели»; Беседа о содержимом картины; Рассуждение над названием картины – «придумай название»; Прослушивание описательного рассказа логопеда о картине; Беседа о картине на основе рассказа; Отгадывание детьми загадок; Упражнение «опиши птицу»); Игра «У кого кто?»; Дид. игра «Расскажи о птице»; Упражнение «Звенит капель». |
14 |
Рассматривание и анализ содержимого картины И. Левитана «Большая вода» |
- научить отграничивать понятия ранняя и поздняя весна; -совершенствовать навыки подбора синонимов; |
Прилагательные: весенний, большой, водный, затопленный, сухой, мокрый, чистый, ясный, высокий, облачный, голубой, белый, красновато – розовый, желтый, зеленый, лазурный, черный, темно-зеленый, тонкий, деревянный, кривой, стройный, серый, спокойный, веселый, живой, радостный, плетеный, мягкий, твердый, широкий. |
Исаак Ильич Левитан «Большая вода» |
Знакомство с картиной; Рассматривание картины и беседа по ее содержимому; Игра «Два из трех»; Игра «Отправились в плавание»; Подвижная игра «Птички»; Подведение итогов; Прием «Что спрятано (в левой части картины)?» |
15 |
Сравнивание картин А. Саврасова «Грачи прилетели» и И. Левитана «Большая вода» |
- расширение активного словаря прилагательных; - продолжать учить детей пользоваться в речи эпитетами, сравнениями; - уточнение словаря о семье; - учить детей использовать в речи сравнительную степень прилагательных. |
Прилагательные: радостный, торжественный, возвышенный, тяжелый, темный, облачный, синий, высокий, ясный, чистый, прозрачный, голубой, серый, желто –белый, большой, маленький, рыхлый, тихий, громкий, ноздреватый, мокрый, грязно- белый, старый, кривой, толстоствольный, молодой, стройный, тонкий, светлый, бурый, грязный, сырой, затопленный, снежный, сухой, розоватый, темно-коричневый, лазурный, грачиный, просторный, черный, серый, ловкий, быстрый, перелетный, дружный, крепкий, трудолюбивый, воспитанный, здоровый, культурный, старше, младше. |
Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели», Исаак Ильич Левитан «Большая вода» |
Рассматривание картин в сопровождении музыки; Беседа по картинам (чем похожи, чем отличаются); Дидактическая игра «Найди подходящее слово»; Подвижная игра «Грачи прилетели»; Речевая игра «Какой должна быть семья»; Упражнение «Старше - младше»; Подведение итогов. |
16 |
Рассматривание и анализ содержимого картины И. Грабаря «Рябинка» |
- расширение словаря по теме осень; - активизация словаря прилагательными, обозначающими цвет; Расширение словаря антонимов; - закрепление представлений о форме предметов. |
Прилагательные: осенний, теплый, яркий, солнечный, красочный, оранжевый, желтый, темно-зеленый, алый, багряный, светло-зеленый, коричневый, красный, белый, высокий, воздушный, передний, задний, маленький, молодой, старый. кривой, толстый, тонкий, ровный, далекий, овальный, круглый, сладкий, кислый, громкий, тихий, мягкий, твердый, длинный, короткий, умный, глупый, пустой, полный, глубокий, мелкий, чистый, грязный, шершавый, квадратный. |
Игорь Эммануилович Грабарь «Рябинка» |
Знакомство с картиной; Рассматривание и беседа по картине (вопросноответная форма); Игра «Классификация»; Речевое упражнение «Скажи наоборот»; Подвижная игра «Собираем осенний урожай»; Подведение итогов. |
17 |
Сравнивание картин И. Левитана «Большая вода» И. Э. Грабаря «Рябинка» |
- активизация словаря прилагательными, (преимущественно цвет и его оттенки); - активизация атрибутивного словаря; - продолжать учить пользоваться в речи эпитетами, сравнениями; |
Прилагательные: круглый, квадратный, овальный, прямоугольный, треугольный, красный, синий, зеленый, белый, коричневый, золотистый, желтый, черный, багряный, алый, бурый, розовато-красный, оранжевый, высокий, молодой, старый, кривой, тонкий, белоствольный, голубой, облачный, чистый, осенний,весенний,пышный,ветвистый,деревянный,деревенский,рыбацкий,просторный,затопленный,лазурный, прозрачный, свежий, теплый, легкий. |
Исаак Ильич Левитан «Большая вода» и Игорь Эммануилович Грабарь «Рябинка». |
Актуализация знаний о картинах и художниках; Детальное сравнивание содержимого картин (чем похожи, чем отличаются); Игра «Геометрические фигуры»; Речевая игра «Раз, два, три – в картину входи!»; Речевая игра «Разгадай слово». |
18 |
Морской пейзаж. Рассматривание и анализ содержимого картины И. Айвазовского «Неаполитанский залив утром» |
- обогащение атрибутивного импрессивного словаря; - активизация атрибутивного словаря; - обогащение словаря новыми словами «марина», «художник - маринист». |
Прилагательные: морской, прибрежный, легкий, воздушный, ранний, ясный, чистый, прохладный, свежий, утренний, белый, лазурный, голубой, желтый, золотистый, розовый, красный, коричневый, зеленоватый, большой, маленький, далекий, близкий, передний, задний, деревянный, старый, блестящий, просторный, весенний, теплый, длинный, короткий, ветреный, радостный, веселый, яркий, пустой, полный, ленивый, шустрый, дружный, долгожданный, дождливый, мокрый, влажный, сухой, солнечный, шумный, звонкий. |
Иван Константинович Айвазовский «Неаполитанский залив утром» |
Знакомство с картиной, художником, разновидностью пейзажа – «мариной»; Рассматривание картины под стихотворение; Прослушивание детьми рассказа логопеда по картине; Беседа по рассказу (вопросно-ответная форма); Прием «вхождения в картину»; Отгадывание загадок; Речевое упражнение «Какой, какая, какое, какие?». |
19 |
Развитие атрибутивного словаря с помощью картины И. Айвазовского «Неаполитанский залив утром» в рамках лексической темы «Транспорт». |
- упражнять в правильном подборе определений, эпитетов, сравнений, сравнительной степени прилагательных; -развивать умение образовывать качественные прилагательные. |
Прилагательные: морской, летний, утренний, влажный, легкий, туманный, большой, маленький, воздушный, красивый, гордый, изящный, величественный, белый, голубой, светло-голубой, синий, лазурный, розовый, золотистый, солнечный, желтый, коричневатый, невесомый, заостренный, длинный, широкий, высокий, деревянный, рыбацкий, светло – желтый, мощный, быстроходный, пластмассовый, кожаный, резиновый. |
Иван Константинович Айвазовский «Неаполитанский залив утром» |
Актуализация знаний о картине и художнике; Анализ содержимого картины; Игра «Что спрятано на картине?» (зрительная память); Упражнение «Закончи предложение»; Упражнение «Из чего какое»; Отгадывание загадок на тему «Морской транспорт». |
20 |
Развитие атрибутивного словаря с помощью знакомых произведений пейзажа. |
- активизация словаря прилагательными, обозначающими цвет, форму, величину, качество, личные характеристики, эмоциональное отношение; - закрепить умение использовать в речи эпитеты, сравнения. - обогащение словаря по теме «Птицы весной». |
Прилагательные: весенний, осенний, зимний, зимующий, теплый, холодный, белогрудый, заботливый, дружный, певучий, умный, гордый, отважный, сильный, трудолюбивый, пестрый, черный, пушистый, серый, длинный, короткий, маленький, большой, высокий, низкий, широкий, узкий, длинный; Различные цвета и оттенки: красный, розовый, алый, синий, желтый, белый, лазурный, зеленый, темно-зеленый, серый, коричневый, сиреневый, черный, голубой и т. д. Прилагательные, обозначающие форму: овальный, квадратный, прямоугольный, треугольный, круглый и др. |
И.И. Шишкин «Корабельная роща», «Зима»; И.И. Левитан «Вечерний звон», «Весна. Март», «Большая вода»; И.Э. Грабарь «Февральская лазурь», «Березовая аллея», «Рябинка; Н.П. Крымов «Зима»; А.К. Саврасов «Грачи прилетели»; И.К.Айвазовский «Неаполитанский залив утром» |
Отгадывание загадок; Игра «Четвертый лишний»; Речевое упражнение «Опиши птицу»; Рассматривание выставочных (ранее рассмотренных) картин в сопровождении музыки; Беседа о названиях картин и их авторах, о тематике картин; Описание наиболее понравившейся картины (средства выражения). |
Статьи о педагогике:
Этапы проектной работы
Главное отличие между обычной и проектной работой состоит в том, что при обычной работе основная деятельность ограничена рамками класса, а при проектной работе она выходит за его пределы. Полномасштабный проект включает три стадии: 1. Планирование в классе. Школьники при участии учителя обсуждают с ...
Содержание образования как средство развития мотивации
В соответствии с тематикой моего исследования обратимся к рассмотрению двух основных категорий дидактики процесса обучения и его основных компонентов, из которых наибольший интерес для нас представляет содержание образования
. Понятие процесса обучения исследовалось такими учеными как: Бабанский Ю. ...
Особенности работы школы с многодетной семьей
По мнению Ю.П. Азарьева работу с многодетной семьей школа, а если быть точнее, то социальный педагог начинает с её изучения. Рассмотрим проблемы многодетных семей, с которыми чаще всего сталкивается школа и социальный педагог. Это могут быть многодетные семьи, где ребенок может жить в постоянных сс ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования