Цель, задачи, этапы и организация формирующего эксперимента

Страница 3

Таблица 3. Развитие атрибутивного словаря у старших дошкольников (6 лет) с ОНР средствами пейзажной живописи.

Репродукция картины

Методы и приемы развития словаря

Задачи развития атрибутивного словаря

№ занятия

Фрагмент логопедического занятия с использованием средств пейзажной живописи

«Зима» И. И Шишкин

Дидактическое упражнение «Какой? Какая? Какое?», как метод развития атрибутивного словаря

- систематизация атрибутивного словаря за счет подбора определений к существительным.

4

Логопед просит каждого ребенка описать предмет, подобрав как много больше определений.

- Зима какая?

- Снег какой?

- Воздух какой?

- Ель какая?

- Птица на елке какая?

- Лес какой?

«Февральская лазурь» И.Э. Грабарь

Метод ознакомления с картиной.

- обогащение атрибутивного словаря;

- активизация словаря прилагательных за счет подбора определений, уже доступных детям.

9

Логопед показывает детям картину.

Л.: Как бы вы назвали эту картину?

- Эта картина называется «Березовая аллея» и написал ее художник – пейзажист Игорь Эммануилович Грабарь. На этой картине мы видим смену времени года, зима переходит в раннюю весну.

- Что вы видите на картине И. Грабаря?

- Какая погода на картине?

Какого цвета снег на картине?

Л.: Обратите внимание, чем дальше уходит аллея, тем насыщеннее становятся березы. Какого цвета березы уходящие в даль? (в случае затруднения логопед уточняет: розовато-красного). Какие березы?

Какое небо на картине? Дорога?

Как вы думаете, если бы мы поехали по этой аллее, куда бы мы попали?

«Весна. Март» И.И. Левитан

Метод вхождения в картину

- активизировать атрибутивный словарь;

- закрепить умение подбирать определения для описания предметов, объектов, чувств.

11

Л.: Чтобы лучше разобраться в том, что нам хотел сказать художник, давайте отправимся в эту картину. Закройте глаза, я прочитаю заклинание. Когда я хлопну, откройте глаза: «Раз, два, три – в картину входи!» (хлопок – дети открывают глаза).

- Теперь осмотритесь и прислушайтесь. Что вы слышите?

-Какой воздух вы чувствуете? Какой ветер?

- Какие деревья здесь растут? Они большие или маленькие?

- Посмотрите внимательно, есть ли здесь кто живой?

- Какого цвета лошадь? Что еще можете сказать о лошади, какая она?

- Как вы думаете, куда поедет лошадь?

- Что бы здесь потрогали?

- Что бы вы здесь стали делать?

«Грачи прилетели» А.К. Саврасов

Беседа по картине, как метод развития словаря

- активизировать словарь прилагательными, обозначающими цвет, форму, величину;

-закрепить умение подбирать определения к существительным.

13

Л.: Перед вами картина художника Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели».

- Что на ней нарисовано? Что вы знаете о грачах? Какие они? На что похож гомон грачей? Расскажите о деревьях на картине. Что еще нарисовано на картине? Что мы видим на переднем плане? Что на заднем?

- Какое небо на картине? Какие поля? Какой снег на картине? Какие избы? Какой забор? Какая колокольня? Какой купол? Какой это пейзаж?

«Неаполитанский залив утром» И.К. Айвазовский

Прием «Что спрятано на картине?»

- уточнить и активизировать словарь существительных, прилагательных;

-развивать воображение и зрительную память.

19

Л.: Я закрою листом бумаги часть картины, а вы должны сказать, что я спрятала.

Логопед закрывает верхнюю часть картины, спрашивает:

- Что находится в верхней части картины? Какого цвета небо?

Логопед закрывает нижнюю часть картины и спрашивает детей:

- Что находится в нижней части? Сколько кораблей? Какие они? Какого цвета вода?

Логопед закрывает левую часть картины и спрашивает:

- Что я спрятала? Какой парусник? Что еще спрятано? Какие горы? Какой берег?

Логопед закрывает правую часть и спрашивает:

- Что там изображено? Сколько кораблей? Какие они? Какое море? Какие люди? Какая лодка?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Статьи о педагогике:

Фотоискусство как средство развития творческого потенциала
Фотоискусство - разновидность художественного творчества, в основе которого лежит использование выразительных возможностей фотографии. Фотография занимает немалую часть нашей сегодняшней жизни. Это очень обычно для нас - взять в руки фотокамеру, отправляясь в путешествие, на прогулку, встречу или п ...

Лексико-семантическая работа
Говоря о ходе речевого развития ребенка, А.Н.Леонтьев отмечал, что процесс развития речи не сводится прямому количественному росту, выражающемуся лишь в увеличении словаря ребенка и ассоциативных связей слова, а есть сложный процесс качественных измерений, который охватывает функции, стороны и связ ...

Формирование лексических навыков
Различные данные позволяют выделить в лексическом навыке следующие компоненты: а) Слуховые и речевые следы от самого слова в их соотнесенности: благодаря последней осуществляется слуховой контроль за «формальной» правильностью слова. б) Соотнесенность слуховых и речедвигательных следов слова со зри ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru