Цель, задачи, этапы и организация формирующего эксперимента
Таблица 3. Развитие атрибутивного словаря у старших дошкольников (6 лет) с ОНР средствами пейзажной живописи.
Репродукция картины |
Методы и приемы развития словаря |
Задачи развития атрибутивного словаря |
№ занятия |
Фрагмент логопедического занятия с использованием средств пейзажной живописи |
«Зима» И. И Шишкин |
Дидактическое упражнение «Какой? Какая? Какое?», как метод развития атрибутивного словаря |
- систематизация атрибутивного словаря за счет подбора определений к существительным. |
4 |
Логопед просит каждого ребенка описать предмет, подобрав как много больше определений. - Зима какая? - Снег какой? - Воздух какой? - Ель какая? - Птица на елке какая? - Лес какой? |
«Февральская лазурь» И.Э. Грабарь |
Метод ознакомления с картиной. |
- обогащение атрибутивного словаря; - активизация словаря прилагательных за счет подбора определений, уже доступных детям. |
9 |
Логопед показывает детям картину. Л.: Как бы вы назвали эту картину? - Эта картина называется «Березовая аллея» и написал ее художник – пейзажист Игорь Эммануилович Грабарь. На этой картине мы видим смену времени года, зима переходит в раннюю весну. - Что вы видите на картине И. Грабаря? - Какая погода на картине? Какого цвета снег на картине? Л.: Обратите внимание, чем дальше уходит аллея, тем насыщеннее становятся березы. Какого цвета березы уходящие в даль? (в случае затруднения логопед уточняет: розовато-красного). Какие березы? Какое небо на картине? Дорога? Как вы думаете, если бы мы поехали по этой аллее, куда бы мы попали? |
«Весна. Март» И.И. Левитан |
Метод вхождения в картину |
- активизировать атрибутивный словарь; - закрепить умение подбирать определения для описания предметов, объектов, чувств. |
11 |
Л.: Чтобы лучше разобраться в том, что нам хотел сказать художник, давайте отправимся в эту картину. Закройте глаза, я прочитаю заклинание. Когда я хлопну, откройте глаза: «Раз, два, три – в картину входи!» (хлопок – дети открывают глаза). - Теперь осмотритесь и прислушайтесь. Что вы слышите? -Какой воздух вы чувствуете? Какой ветер? - Какие деревья здесь растут? Они большие или маленькие? - Посмотрите внимательно, есть ли здесь кто живой? - Какого цвета лошадь? Что еще можете сказать о лошади, какая она? - Как вы думаете, куда поедет лошадь? - Что бы здесь потрогали? - Что бы вы здесь стали делать? |
«Грачи прилетели» А.К. Саврасов |
Беседа по картине, как метод развития словаря |
- активизировать словарь прилагательными, обозначающими цвет, форму, величину; -закрепить умение подбирать определения к существительным. |
13 |
Л.: Перед вами картина художника Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». - Что на ней нарисовано? Что вы знаете о грачах? Какие они? На что похож гомон грачей? Расскажите о деревьях на картине. Что еще нарисовано на картине? Что мы видим на переднем плане? Что на заднем? - Какое небо на картине? Какие поля? Какой снег на картине? Какие избы? Какой забор? Какая колокольня? Какой купол? Какой это пейзаж? |
«Неаполитанский залив утром» И.К. Айвазовский |
Прием «Что спрятано на картине?» |
- уточнить и активизировать словарь существительных, прилагательных; -развивать воображение и зрительную память. |
19 |
Л.: Я закрою листом бумаги часть картины, а вы должны сказать, что я спрятала. Логопед закрывает верхнюю часть картины, спрашивает: - Что находится в верхней части картины? Какого цвета небо? Логопед закрывает нижнюю часть картины и спрашивает детей: - Что находится в нижней части? Сколько кораблей? Какие они? Какого цвета вода? Логопед закрывает левую часть картины и спрашивает: - Что я спрятала? Какой парусник? Что еще спрятано? Какие горы? Какой берег? Логопед закрывает правую часть и спрашивает: - Что там изображено? Сколько кораблей? Какие они? Какое море? Какие люди? Какая лодка? |
Статьи о педагогике:
Фотоискусство как средство развития творческого потенциала
Фотоискусство - разновидность художественного творчества, в основе которого лежит использование выразительных возможностей фотографии. Фотография занимает немалую часть нашей сегодняшней жизни. Это очень обычно для нас - взять в руки фотокамеру, отправляясь в путешествие, на прогулку, встречу или п ...
Лексико-семантическая работа
Говоря о ходе речевого развития ребенка, А.Н.Леонтьев отмечал, что процесс развития речи не сводится прямому количественному росту, выражающемуся лишь в увеличении словаря ребенка и ассоциативных связей слова, а есть сложный процесс качественных измерений, который охватывает функции, стороны и связ ...
Формирование лексических навыков
Различные данные позволяют выделить в лексическом навыке следующие компоненты: а) Слуховые и речевые следы от самого слова в их соотнесенности: благодаря последней осуществляется слуховой контроль за «формальной» правильностью слова. б) Соотнесенность слуховых и речедвигательных следов слова со зри ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования