Формы взаимодействия «учитель – ученик»
Уже много лет учителя на своих уроках используют новые методики, помогающие реализации «само –» учащихся. Каждый год по – новому, интересно проходят предметные недели. Чаще всего на них происходят открытия новых имен, раскрываются таланты тех ребят, которые не являются отличниками, участниками олимпиад. Учителя стараются всех отметить, выделить их заслуги.
Именно по этому в 2002 – 2003 учебном году школа участвует в конкурсе «Школа года», представляя Белгородский район. В этой школе коллектив работает творчески, ее смело можно назвать школой нового времени. В такой школе «в центре всей учебно – воспитательной работы выдвигается растущий человек с его возрастающими потребностями, познавательными интересами, способностями…Она создает условия для перехода от отношений субординации к отношениям сотрудничества взрослых и детей…»
Понимая значимость таких новых для школы и общества отношений, многие школы работают по проблеме «личностно – ориентированное обучение». Наша школа не стала исключением.
В основе этой концепции лежит работа Фомина А.А., профессора Академии естествознания, г. Ульяновск. В самом названии сделан акцент на обеспечение самоопределения, самовоспитания, саморазвития школьников и на создание условий для их самореализации. Что и отвечает требованиям Закона «Об образовании».
Бодина Е., доктор педагогических наук, профессор, идет дальше, предлагая рассмотреть и осмыслить педагогическое воздействие ученика на учителя.
в) ситуации педагогического воздействия ученика на учителя
«По мере взросления личность все более социализируется: подростку важно осознать свое место и роль в среде одноклассников, друзей, в семье и одновременно – свою значимость для учителя». Автор глубоко убеждена, что «педагогическая деятельность» ученика по отношению к учителю направлена на установление социального статуса равноправия подрастающего человека со взрослым. Это – мощный, хотя нередко и скрытый мотив «педагогического наступления» ребенка на взрослого, который «все знает», «знает, как надо», «что хорошо и что плохо» для ребенка, каковы его обязанности и т.д.
Называются и характерные формы педагогического воздействия ученика на учителя. Это:
- нарочитое невнимание лично к учителю и его предмету (ученик не слушает на уроках, демонстративно отвлекается или занимается чем – то посторонним, болтает с соседом, нарочито «не замечает» учителя на переменах, не здоровается с ним и т.д.);
- выражение сомнения в знаниях, умениях, профессиональной состоятельности учителя («а вот учитель истории говорил нам, что…», «а покажите сами, как это сделать», «а вот я читал…», «а где это написано?» и т.д.);
- отрицание новизны учебной информации («Нам это на географии уже говорили», «Опять о Ньютоне!», «Мы это учили еще в прошлом году» и т.д.);
- принижение значения учителя как личности и профессионала;
- уличение учителя в старомодности и несоответствии времени;
- бравада («А я все это знаю, у меня в тетради есть», «У моего отца такая библиотека, что записывать это мне не нужно»);
- демонстрация собственной эрудиции;
- демонстративное непослушание и неповиновение;
- хроническое невыполнение или недовыполнение заданий;
- отсутствие на уроках (с последующим объяснением необходимости систематических походов на лечебные процедуры, дополнительными домашними обязанностями – уход за больной бабушкой, занятостью в музыкальной школе, просто упорное молчание вместо объяснений и т.д.).
Каждая из перечисленных, а также многих других, даже более тяжелых психологически, ситуациях воздействия ученика на учителя рассчитана на ответную реакцию со стороны учителя. При этом «ученик – педагог» психологически готов к этой реакции, он просчитывает ее возможные варианты и свое последующее поведение.
Важно, чтобы учитель в таких ситуациях не проявлял беспомощности, грубости, а был дружелюбным, в меру деликатным и настойчивым, чтобы требование учителя оставалось в силе.
Необходимы дружественные, взаимно уважительные отношения между учеником и учителем. Потребность ученика в установлении социального статуса равноправия и нейтрализации навязчивого приоритетного положения учителя возникает только тогда, когда нарушается гармония отношений, а учителю не хватает настоящего человеческого и профессионального авторитета, т.е. отношения требуют педагогической коррекции. Ее – то и берет на себя ученик!
Подведем итоги. Основной причиной, стимулирующей педагогические способности ученика и побуждающей его к активным и целенаправленным действиям, является неравноправие ученика и учителя, а также насильственное утверждение последним своего человеческого и служебного приоритета. В этом случае у ученика вызревает внутренний протест, ищущий «выхода» в описанной выше «педагогической» деятельности, ее сущность – в изменении отношений между учеником и учителем в пользу ребенка и взрослого. Достижение этой цели обеспечивают механизмы нейтрализации приоритетного положения учителя и создания для него испытательных ситуаций, доказывающих его человеческую и профессиональную состоятельность, или наоборот.
Статьи о педагогике:
Эстетическое воспитание на примере творческого
объединения
А.С.Макаренко, придавая огромное значение эстетическому воспитанию, неоднократно отмечал, что дети должны быть активными участниками создания красивого в жизни, потому что, изменяя действительность по законам красоты, человек преображается сам. Эстетическое воспитание начинается с создания определе ...
Дидактическая игра как одно из условий развития иворческого потенциала
учащихся на уроках биологии
Гуманизация отношений как одна из педагогических задач, признание ценности отдельной личности в ее индивидуальной неповторимости и психологизация всей системы учебно-воспитательного процесса послужили почвой для создания эффективных педагогических технологий, составной частью которых является игра. ...
Формы организации учащихся в режиме учебного дня
Физическое воспитание в школах полного дня осуществляется в традиционных формах его организации, решая те же задачи, что и в обычной школе. Однако условия и режим работы школы позволяют более эффективно реализовать возможности всех форм физического воспитания на основе преемственности содержания кл ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования