Особенности изображения человека или животных в детских рисунках, лепке
Образы, создаваемые детьми средней группы мало отличаются от того, что делают дети во второй младшей группе. Формы, которые они лепят или рисуют, продолжают оставаться неопределенными, во время занятий по замыслу темы неустойчивы, хотя более осмысленны. Неустойчивость задуманных тем можно объяснить особенностями мышления ребенка. Кроме того, дети часто не знают, как изобразить задуманное, так как забывают способы лепки или рисунка, а поэтому легко меняют тему на другую, более знакомую по предшествующим занятиям.
Однако дети средней группы уже владеют основными формами, что дает им возможность изображать большой круг людей или животных не только по заданию воспитателя, но и по собственному замыслу. Это в свою очередь позволяет ставить новые задачи, связанные с обучением элементам творческих действий, а именно: добиваться от детей большей самостоятельности в использовании приемов рисования и лепки, а также их комбинирования и большей активности во время объяснения и во время изображения человека или животных. Все чаще и чаще воспитатель обращается к опыту детей, показывая новые приемы лепки, рисования и те изобразительные средства, которые необходимы для создания образа.
Детям необходимо видеть, как меняется расположение частей в зависимости от действия или состояния фигурки. Работа над образом связана с тем, насколько хорошо детям объясняют его содержание. Так, проводя занятие в средней группе детского сада, во время лепки зайца ребятам было сказано, что одни будут лепить зайца, который слушает, не бежит ли лиса, а другие - зайца, который испугался (первый заяц поднял уши и прислушивается, а другой прижал уши к спине и тихо сидит). В начале занятия детям было показано две фарфоровые фигурки с изображением зайца в различных положениях. После завершения работы детям было предложено сравнить фигурки и подумать, чем они отличаются друг от друга. Вместе с воспитателем они справились с заданием и правильно определили характерные особенности позы страха и внимания.
Подобная методика лепки в средней группе учит ребят быть активными во время объяснения: слушать воспитателя, отвечать на его вопросы, самостоятельно выбирать тему для лепки. Таким образом, в данных заданиях есть моменты и обучающего, и творческого характера. Они заставляют детей думать и решать, кого они будут изображать и как.
Добиваясь образности в лепке, воспитатель показывает детям способы обработки поверхности фигур. Например, когда дети лепили рыбку, воспитатель показала, как можно изобразить чешую, намечая ее печаткой-палочкой. Обработанная фигурка стала интересной, декоративной. В дальнейшем этот способ ребята смогут использовать самостоятельно и воспитателю нужно будет лишь напомнить о нем.
Содержание своей лепки ребята еще не могут раскрыть, но дополняют ее речью и игровыми действиями. Так, вылепив рыбку, ребенок кладет рядом с ней несколько длинных изогнутых глиняных столбиков и говорит: «Это море, оно волнуется, а рыбка плывет», Другой ребенок вылепил птицу, а перед ней блюдце с зернами. Для большей выразительности несколько зерен малыш положил около блюдца: «Птичка зернышки клевала, а они упали».
В рисовании дети средней дошкольной группы чаще всего обращаются к образам близких людей: мамы, папы, братьев, сестер. Чаще всего они рисуют их в композиции. На их рисунках обязательно присутствует семья. Причем папа – большой, мама – поменьше, дети – маленькие. Все больше внимания уделяется деталям. Дети рисуют платье, обувь, волосы. Но они еще не придают значения мелким деталям: пальцам рук, ресницам и т.д. Люди животные на рисунках, как правило, изображаются в фас и неподвижном состоянии. Нарушаются и пропорции фигур (большая голова, длинные, неестественно, ноги и руки, большие уши и глаза, квадратные плечи и грудь, трапециевидное платье и т. д. ).
Статьи о педагогике:
Колония-мануфактура
Здесь я опишу трудовые успехи коммуны им. Дзержинского в 1930 – 1931 гг. Это был период её перехода на полукустарное производство. По существу, эпоха простеньких мастерских и примитивного сельского хозяйства уже закончилась, однако, эра настоящей индустриализации колонии ещё не наступила. В начале ...
Понятие и сущность воспитательной системы
Что же такое воспитательная система класса? Из каких элементов и компонентов она состоит? Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и сп ...
Развитие интереса к труду взрослых в ходе использования игр
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы выяснили, что для младшего школьника характерен высокий уровень любознательности, он эмоционально реагирует на всё новое, легко подвергается влиянию внешних обстоятельств. Младший школьник с желанием выполняет трудные ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования