Приемы работы с детьми над выразительностью образа человека или животных
Формирование у детей конструктивных н изобразительных умений осуществляется педагогом постепенно - от знакомства и действий ребенка с реальными объемными предметами, составления целого предмета из готовых отдельных частей, через изменение формы в пластичном материале - глине - к созданию графического образа на бумаге.
«Программа воспитания в детском саду» ставит перед педагогом задачи формировать чувство цвета, формы, композиции, пропорции, технические умения и навыки, развивать творческую активность и самостоятельность детей в лепке и рисовании.
В лепке закрепляют навыки скатывания, раскатывания, сплющивания ладонями, защипывания и вдавливания пальцами куска глины, учат детей отделять пальцами части от целого куска глины и соединять части примазыванием.
В рисовании следует закрепить навыки правильно пользоваться карандашом и кистью; учить детей уверенно рисовать прямые, вертикальные в горизонтальные, наклонные, округлые и замкнутые линии в разных направлениях; учить закрашивать изображаемые предметы, накладывая мазки по форме, не останавливаясь, не меняя направления; вести линии плавно, легко, в одном направлении, сверху, слева или наискось, вести кисть по ворсу, проводить линии один раз.
Воспитателю необходимо так организовать педагогический процесс, чтобы конструируемый или изображаемый предмет приобретал в глазах детей особую привлекательность, чтобы каждый ребенок всегда имел возможность проявить самостоятельность. Надо учить детей планировать свою деятельность: продумывать последовательность действий, подбирать необходимый материал и детали.
Рассмотрим более конкретно роль методических приемов, составляющих содержание указанных выше методов обучения.
Одним из основных приемов является предварительное целенаправленное наблюдение. Предварительное наблюдение может быть организовано и с небольшими группками детей, и с одним ребенком.
Непосредственное наблюдение человека или животных на занятии является основным приемом обучения лепке и рисованию. В процессе наблюдения педагогу необходимо активизировать их мышление, предложить вспомнить, где они уже видели подобных человека или животных, чем те были похожи на этих и чем отличались, и нарисовать таких человека или животных, какие им нравятся. Кроме наблюдения живых объектов, воспитатель может показать скульптуру малой формы, изображающую человека или животных.
Прежде чем внести объект, воспитатель может загадать про него загадку или назвать несколько его внешних признаков и назначение, с тем, чтобы дети угадали, что это. Затем их внимание привлекают к внешнему облику предмета: яркая маленькая птичка; смешной толстый медвежонок и т.д. Совсем не обязательно спрашивать у детей, из каких частей состоит объект. Лучше жестами показать его округлость и величину туловища и головы, назвать их форму, сравнить по величине, рассказать, что следует изобразить, или построить вначале (основание или основную крупную часть, например туловище, а затем уже голову и другие части и детали), объяснить, что вся постройка или лепка будет устойчивой, если сделано устойчивое, прочное основание.
Когда ребенок изображает человека или животных впервые, он нуждается еще и в показе способа действий и их последовательности. Показ воспитателем последовательности действий и способов создания образа используется с целью ознакомить детей с многообразием способов построения и изображения, вооружить их различными изобразительными средствами в лепке и рисовании, формировать технические умения и навыки. При этом важно не закреплять какой-то один схематичный, шаблонный способ действия, а привлекать внимание детей к их разнообразию. Следует показать ребенку, что один и тот же живой объект можно изобразить разной формы, величины. Два варианта изображения можно показать и на одном занятии. Ребенок сам выберет тот, какой ему нравится или какой лучше подходит к его замыслу.
После показа воспитатель убирает свой образец, чтобы дети не копировали готовое, а самостоятельно обдумывали, отбирали понравившийся способ, подражали ему, дополняя по желанию различными деталями. Полный показ воспитателем последовательности действий и способов изображения используется только при выполнении нового задания.
Обычно на занятиях педагог показывает детям новые и сложные способы изображения, а знакомые приемы поясняет словами. Так, если в лепке особое внимание надо уделять последовательности действий, воспитатель лепит все части заранее. Детям же показывает только, в какой последовательности и как их соединить. В рисовании можно заранее нарисовать контур, а показать только способ закрашивания по форме. Воспитатель заранее рисует изображение, но не в одном варианте, а в двух-трех.
Обследование предмета необходимо при обучении лепке. Дети должны осмотреть предмет со всех сторон, ощупать поверхность, все впадины и выпуклости, для того чтобы передать это в пластичном материале.
Для этого подбирают игрушки (пластмассовые, деревянные или глиняные) небольшого размера (чтобы ребенок мог охватить ее кистью руки). До занятия дети обследуют игрушки, играя с ними. На занятиях игрушки должны стоять на столах (по одной перед каждым ребенком. Можно ставить и одну игрушку на двух детей). Детям этого возраста недостаточно обследования игрушки до занятия и рассматривания ее на столе или в руках воспитателя. Необходимо так организовать обследование, чтобы каждый ребенок имел возможность видеть ее близко, со всех сторон, ощупать, тренируя «память руки», чтобы затем повторить эти движения в работе с глиной. Эти условия должны сохраняться в процессе всего занятия.
Статьи о педагогике:
Способы получения каучука и их демонстрация на уроках химии
Опыты с каучуком проводятся с целью показан, отношение его к органическим растворителям, принадлежность к непредельным соединениям и отличие свойств вулканизированного каучука и резины. Отношение каучука и резины к растворителям. Невулканизированный каучук растворяется во многих органических раство ...
Особенности восприятия личности учителя младшими школьниками
Ранее мы отмечали, что портретная зарисовка о личности учителя до настоящего времени не являлся предметом специального исследования. Поэтому один из первых вопросов, который возник в ходе нашей работы, состоял в том, чтобы определить, каковы особенности восприятия личности учителя младшими школьник ...
Практика организации психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателя
инклюзивной группы детского сада
Информационная справка о ДОУ Лицензия: № 307879 серия А от 06.07.2009 г. регистрационный номер №9542 Месторасположение: - юго-восточная части города Тайги - в 700 метрах от железной дороги - в частном секторе Адрес ДОУ: 652400, г. Тайга ул. Рабочая, 179, тел. 8-384-48-2-23-63. Дети: разновозрастные ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования