Колония-мануфактура

Страница 2

Сборный цех построен был очень примитивно. Стены его были сделаны из двойного ряда горбылей и засыпаны внутри стружками. Двери были сделаны из дикта и скреплены обрезками деревообделочного производства. Крыша была покрыта толем. Пол был составлен из многочисленных отрезков разной длины, ширины и толщины. Кругом были нагромождены табуретки, стулья, части столов, козелки и разные детали. Около сборного цеха штабелями грузили на подводы театральные кресла, аудиторные столы и стулья, и другие изделия.

Техническую основу литейного цеха составляла медеплавильная печь примитивной конструкции. Она представляла собой горизонтально установленный цилиндр с боковым завалочным люком. Этот же люк служил для выпуска расплавленного металла. Процесс плавки осуществлялся с помощью нефтяной форсунки, приделанной к барабану, и питающейся нефтью от прикрепленного к стене бака. В первое время литейная всегда была полна дыму. Самое совершенное, что мог придумать мастер для устранения дыма, была железная труба, укрепленная при помощи проволочных растяжек на крыше литейной. У отдельных верстаков малыши были заняты изготовлением шишек из специальной шишельной массы.

На полу литейной были расположены опоки, в которых коммунарами старшего возраста производилась формовка деталей.

Ярким показателем высокой производительности труда коммунаров, работавших в литейном цехе, являются цифры, приведенные Макаренко в «Марше 30 года». Многие коммунары изготовляли за четырехчасовой рабочий день 200 шишек вместо установленных нормой 100. В связи с этим бригада шишельников сокращалась, а старшие коммунары этой бригады переводились в другие цехи.

Никелировочный цех состоял из двух отделений: шлифовального и никелировочного. В первом отделении медные части, вышедшие из слесарно-токарного цеха, шлифовались и полировались на станках. Во втором отделении они промывались и очищались бензином и известью, а затем опускались в никелировочные ванны.

В пошивочном цехе девочки, работая на швейных машинах, выпускали тысячами сатиновые трусики.

Все производство в целом носило еще примитивный характер, но по сравнению с первоначальными мастерскими оно представляло значительный шаг вперед. Мастерские не отвечали полностью тем педагогическим задачам, которые решал Макаренко. Он с самого начала существования коммуны стремился создать на основе производительного труда воспитанников такой трудовой коллектив, который позволил бы осуществить педагогическое воздействие не только прямым, но и параллельным путем, т. е. построить педагогический процесс «на фоне интересов не только узко педагогического процесса, а борьбы за лучшее учреждение, за его богатство, процветание и добрую славу, за культурный быт, за счастливую жизнь коллектива, за радость и разум этой жизни».

В коммуне существовали производственные комиссии, часто собирались производственные совещания, действовал штаб социалистического соревнования.

На заседаниях комиссий и совещаниях обсуждались вопросы технического, технологического и экономического характера, а также вопросы охраны труда.

В «Марше 30 года» Макаренко рассказывает, как коммунары по целым вечерам бились над тонкостями сортирования материалов, неправильностью проводки к никелировочной ванне, новыми приспособлениями у токарных зажимов, капризами расмусного станка, расхождениями отделов токарного цеха, недостатками вентиляции в литейном и т. п. Когда обнаружилось, что вследствие неравенства сил машинный цех деревообделочной мастерской не поспевает за сборным цехом, коммунары выдвинули на производственном совещании следующие требования, сформулировав их в форме вопросов:

Первое: почему до сих пор не поставлена вторая циркулярка?

Второе: почему до сих пор не налажена маятниковая пила?

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Программа экологического воспитания школьников 11-15 лет посредством туризма
Программа рассчитана на 3 года, усложнение материала из года в год происходит по спирали (т. е. возврат к тем же темам, но с более широким и углубленным изучением), с учетом индивидуальных способностей детей (физических, творческих, морально-волевых). Время обучения на каждом году: 1 г.о. – 144 час ...

Принцип наглядности в трактовке отечественных и зарубежных педагогов и психологов
Известно, что у детей младшего школьного возраста приобретает наглядно-образное мышление. Еще Я.А. Коменский разработал принцип наглядности обучения, что представляет особый интерес для преподавания естествознания. “Необходимо чтобы начало познания исходило из внешних чувств (ибо ничего нет в нашем ...

Развитие словаря в онтогенезе
Развитие словаря тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи, фонетико-фонематического и грамматического строя речи. Словарь ребенка формируется на основе доступного материала, понятного ему. Поэтому перв ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru