Психолого-педагогический аспект развития коммуникативных способностей младших школьников
В основном при исследовании особенностей личности при общении как отечественные, так и зарубежные психологи останавливались главным образом на изучении отдельных коммуникативных характеристик, что требовало четкого понимания природы и сущности общения в целом. Несмотря на широкое исследование проблемы общения в этой области до сих пор остается еще много дискуссионных вопросов. Ф. Дане насчитал около сотни его дефиниций и считал определение общения самостоятельной научной проблемой.
Таким образом, из приведенных данных мы видим, проблема развития общения и проблема развития коммуникативной способностей учащихся - одна из ключевых проблем для современной школы. Начинать воспитывать и развивать детей в этом плане нужно уже с малых лет. Раскрытию особенностей общения младших школьников посвящены исследования отечественных психологов Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, B.C. Мухиной, Р.С. Немова, В.Н. Мясищева.
Младший школьный возраст определяется авторами как важный этап социализации и развития коммуникативных способностей ребенка. Психологи считают, что в возрасте до 7-8 лет в растущем человеке складываются и проявляются до 70% его личностных качеств. Именно в этот период начального обучения раскрываются сущностные силы растущего человека, складывается ядро его личности. Хорошо известно, что все, что усваивает ребенок в этом возрасте, остается на всю жизнь. Психология доказала, что обучение является ведущей причиной психического развития.
Опыт общения занимает особое место в структуре коммуникативной компетентности личности. С одной стороны, он социален и включает в себя нормы и ценности культуры, с другой - индивидуален, поскольку основывается на индивидуальных коммуникативных способностях и психологических событиях, связанных с общением в жизни личности.
Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее развитию следует уделять пристальное внимание. Так как она влияет на учебную успешность учащихся. В образовательном процессе коммуникативная компетентность может рассматриваться не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни. Также следует отметить, что от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, одиночества в классе и может провоцировать асоциальные формы поведения.
Учитывая разработки И.А. Зимней, А.К. Марковой, А.В. Хуторского, Л.А. Петровской, Ю.Н. Емельянова, Е.В. Сидоренко коммуникативную компетентность можно понять как целостную систему психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т.е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон. В ее структуре исследователями были выделены следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий.
Таким образом, коммуникативные навыки - это характеристика особенностей ориентации человека в коммуникационных процессах, отражающая степень адекватности понимания им интенциональности (основных смысловых доминант) коммуникатора. Под термином «навыки» мы понимаем автоматизированные способы выполнения действий. А коммуникативные навыки отождествляются с навыками общения.
Коммуникативные способности личности характеризуются умением легко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремлением к расширению сферы общения, к участию в общественных или групповых мероприятиях, удовлетворяющих потребность людей в широком, интенсивном общении.
С учетом направленности современного образования на личностное развитие обучающихся рассмотрена проблема коммуникативного развития школьников в образовательном процессе. Анализ теории и практики развития коммуникативных способностей младших школьников свидетельствует о ее существенных недостатках. Ученые не уделяют должного внимания рассмотрению структуры коммуникативных способностей младших школьников, не рассматриваются педагогические условия и пути формирования коммуникативных способностей аномальных детей. Мало внимания уделяется работе по развитию коммуникативных способностей младших школьников с учетом их индивидуальных показателей развития (уровень развития коммуникативных способностей, наличие или отсутствие отклонений в психическом развитии). Недостаточно полно используются возможности таких практико-ориентированных средств развития коммуникативных способностей, как сюжетно-ролевая игра и тренинг, не уделяется достаточно внимания и формированию адекватной самооценки как одному из условий развития коммуникативных способностей.
Статьи о педагогике:
Построение учебной деятельности. Материально-техническая
база
Учебный процесс в Института социально-экономического развития организован в зданиях и помещениях в соответствии с договором аренды и договорами о безвозмездном пользовании. Для обеспечения комплексной подготовки выпускников по специальностям в Института имеются помещения, аудитории, кабинеты и лабо ...
Требования к уровню развития количественных представлений детей в среднем
дошкольном возрасте
количественный представление дошкольный число Задачи по развитию количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста отражены в программе «Пралеска» в блоке «Я и мир вокруг меня» раздел «Мир науки» - «Математика» в подразделе «Количество и счет». В соответствии с программными требова ...
Развитие интереса к труду взрослых в ходе использования игр
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы выяснили, что для младшего школьника характерен высокий уровень любознательности, он эмоционально реагирует на всё новое, легко подвергается влиянию внешних обстоятельств. Младший школьник с желанием выполняет трудные ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования