Обобщение опыта учителей РФ и РС по развитию коммуникативных способностей младших школьников на уроках риторики
3) Что сказал ненамеренно.
А риторические задачи основываются на описаниях всех значимых компонентов речевой ситуации:
кто говорит - пишет (адресант);
- кому (адресат);
- для чего - зачем (задача высказывания);
- что - о чем (содержание высказывания;
- как (в устной или письменной форме, в каком стиле и т. д.);
- где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);
- когда, как долго (время, когда происходит общение, - сейчас, в прошлом; время, отведенное а общение, если это важно).
Форма проведения урока, излагается учителем следующим образом: учащимся предлагается войти в описанные обстоятельства и в речевую роль. Риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, забавнее, смешнее. В отличие от словесных речевых игр риторические игры строятся на материале программы о риторике и служат решению задач этого учебного предмета.
О.Н. Сивцева, учитель СОШ №31 г. Якутска, подчеркивает, что урок риторики имеет свою организационную специфику. Она проводит эвристические уроки, применяя при этом приемы написания изложений и сочинений, а также прием создания речевых ситуаций. В нее, учитель начальных классов, часто включает сквозные, необязательные на каждом уроке речевые, ортологические разминки и импровизационные задачи:
1) речевые разминки, пятиминутки речевой гимнастики: упражнения типа «Произнесем шепотом, но отчетливо .», «Задуем свечу» (для развития дыхания); «Пусть сейчас прожужжит жук, комар», «Вспомним грустные стихи. Кто начнет ?» и т. д.;
2) ортологические разминки: упражнения на усвоение произносительных, словообразовательных и т. п. норм литературного языка;
3) импровизационные задачи, т. е. неподготовленные диалоги и монологи, развивающие спонтанную (неподготовленную) речь.
Эти сквозные виды работ обеспечивают формирование определенных умений и навыков и в то же время позволяют переключить учащихся с одного вида деятельности на другой, снимают усталость. Поэтому эти виды работ проводятся живо, легко, на интересных примерах, с использованием различных мнемонических приемов, стихотворений, песенок и музыкального сопровождения.
А.В. Броцкая, учитель начальных классов, школы №1, Зеленоград, Москва пишет, что уроки риторики требуют особой формы проведения, чтобы было легче вводить детей в предлагаемые обстоятельства. Таким образом, она посадила учащихся так, чтобы они могли видеть друг друга. При этом она использует приемы беседы, создание речевых ситуаций, устные пересказы и рассказы.
Для этого в ее классе имеется магнитофон для записи высказываний детей и создания собственной фонотеки к предмету, телевизор и видеомагнитофон - ведь с его помощью можно увидеть и услышать, как происходит общение, тщательно проанализировать все промахи общающихся и самостоятельно сделать выводы. Компьютер - ее программа апеллирует в первую очередь к чувствам ребенка, а уж затем к разуму. Ведь в 6 – 10-летнем возрасте формируется нравственный стержень человека.
Урок Е.Н. Пирожковой, учителя начальных классов Усть-Алданского района, состоит из ознакомительной части, главная цель которой – кратко и доходчиво объяснить новое понятие. Она очень умело использует такие приемы как анализ текста и словесное иллюстрирование. Простые понятия, такие, как жадность, лень, забота, определяются только словарным пояснением. Более сложные, как, например, ответственность, справедливость, совесть, гармония, иллюстрируются короткими примерами из жизни, играми с вопросами и вариантами ответов. После этого Екатерина Николаевна или подготовленный заранее ученик читает одну или две сказки по этой теме.
Внимание детей обращается на красоту полезность рассматриваемого понятия или на его безобразность и вредность. Выработке личной нравственной позиции ребенка способствует беседа по приведенным к каждому произведению вопросам.
Статьи о педагогике:
Занятия природоведческого содержания как основная форма
организации детей при ознакомлении с природой
Систематическое обучение на занятиях - важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста. На протяжении ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А.П.Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме фронтального обучения ...
Исходные принципы методики обучения литературе в иностранной аудитории
Преподаватель, даже блестяще владеющий всеми аспектами, видами речевой деятельности, еще не учитель, если не умеет обучать, не владеет средством, позволяющим делать это. Таким средством служит для учителя методическая культура, которая является стержнем, на который «нанизывается» психологическая, п ...
Виды компьютерной графики
Растровый графический редактор — специализированная программа, предназначенная для создания и обработки изображений. Подобные программные продукты нашли широкое применение в работе художников-иллюстраторов, при подготовке изображений к печати типографским способом или на фотобумаге, публикации в ин ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования