Понятие, виды, и мотивы противоправного поведения школьников

Перспективы образования » Правовое воспитание детей с противоправным поведением » Понятие, виды, и мотивы противоправного поведения школьников

Страница 1

Как сказано в юридической энциклопедии, право — это совокупность установленных или сан­кционированных государством общеобязательных пра­вил поведения (норм), соблюдение которых обеспечива­ется мерами государственного воздействия.

А в учебнике Конституционного права говорится, что современном обществе сфера действия права охва­тывает, прежде всего, область производства и распреде­ления материальных и культурных благ; право закреп­ляет существующие отношения собственности и высту­пает как регулятор меры и форм распределения труда и продуктов между членами общества. Право закрепляет также формы государственного устройства, регламенти­рует организацию и деятельность государственного ме­ханизма, определяет правовое положение граждан. На­конец, право устанавливает меры борьбы против посяга­тельств на государственный строй и существующие об­щественные отношения.

Наличие в обществе права означает, что весьма об­ширный круг общественных отношений принял харак­тер правоотношений, т. е. таких отношений, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей. При этом нормы права являются идеаль­ными прообразами тех общих правил поведения людей, которые утверждаются законодательством того или ино­го государства в качестве должных и наиболее целесообразных для нормального функционирования данного об­щества и его членов.

В УК РФ сказано, что противоправные действия детей до 14 лет не влекут за собой для них уголовную ответственность. Отвечают за детей родители или воспитатели. В период от 14 до 18 лет школьники судебно наказуются только за тяжелые пре­ступления, причем меры пресечения к ним применяются существенно менее строгие, чем по отношению к взрос­лым. Противоправное поведение школьников чаще всего выражается в агрессивности и присвоении чужого.

Агрессивность может проявляться уже в дошкольном возрасте в драках детей из-за игрушек. Некоторые млад­шие школьники пускают в ход кулаки, когда им не хва­тает логических доказательств в споре. Во всех этих слу­чаях повышенная агрессивность отмечается редко. Поэто­му, естественно, такие действия не представляют собой серьезной социальной угрозы, хотя воспитатель должен стремиться их не допускать. Агрессия как проявление не­приспособленности к социальной среде отчетливо прояв­ляется в возрасте от 10 до 13 лет. Она выражается либо в семейных потасовках при разрешении конфликтов, либо в избиении физически слабых, неуверенных в себе, ли­шенных родительской защиты учащихся.

В старшем школьном возрасте агрессивность отме­чается в основном у юношей, у девушек — значительно реже. Агрессия у юношей обычно проявляется в следу­ющих ситуациях: при противопоставлении себя детям, взрослым или старикам; в конфликтах между отдель­ными молодежными группами; при регуляции отноше­ний внутри молодежной группы с помощью физичес­кой силы.

Агрессивность по отношению к младшим обычно вы­ражается в насмешках над ними, толчках, подзатыльни­ках, иногда в отбирании мелких личных вещей и денег. Особенно она может проявляться против детей, не имею­щих сильного защитника. Агрессивность в подобных слу­чаях является средством насмешливой или снисходительной демонстрации своего возрастного превосходства и физической силы. А.С. Макаренко предложил эффек­тивный способ борьбы с этим злом — шефство старшего воспитанника над конкретным младшим. Это позволяло юноше самоутвердиться, а подшефному получить защит­ника и опекуна.

Агрессия старших подростков и юношей по отноше­нию к взрослым часто имеет целью определение границ дозволенного в поведении и носит демонстративный ха­рактер. Она может проявиться в нарочитом нарушении тишины, возражениях старшим (нередко в вызываю­щей и обидной форме), стычках на местах наибольшего скопления взрослой публики, порче общественного иму­щества. При этом молодые люди внимательно наблюда­ют за поведением взрослых и немедленно на него реаги­руют. Значительное обострение обстановки наступает, когда старшие раздраженно требуют призвать хулига­нов к порядку или боязливо отстраняются от конфлик­та. Старшему подростку нравится дразнить таких взрос­лых. Причем даже возможное впоследствии наказание он расценивает как несправедливое, т. к. сам подрос­ток заранее не знал, куда его заведет этот «экспери­мент». Поэтому подростки в таких случаях во всем ви­нят взрослых. Правильным в таких обстоятельствах будет поведение взрослых, которые поведут с молоды­ми людьми спокойный, неторопливый и доброжелатель­ный разговор, аргументированно доказывая неправиль­ность их поведения и твердо пресекая возможность обо­стрения ситуации.

Агрессия некоторых подростков и юношей нередко бывает направлена на отдельного взрослого. Чаще это от­мечается при криминальном поведении, осуществляемом целой молодежной группой. Непосредственный толчок к нему обычно дают сильные эмоции, захватившие всю ком­панию молодых людей. Нередко такие эмоции возника­ют на фоне алкогольного опьянения. В таком состоянии у школьников усиливается стремление совершить какое - то необычное, «храброе» действие. Выход оно может най­ти в нападении на физически слабого, пьяного или пре­старелого человека.

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Этапы формирования знаний и умений в процессе обучения
Источниками знаний в обучении истории служат люди, а также книги, картины, кинофильмы, бытовые вещи и т. д. Во избежание недоразумений, оговорим различие между понятиями «исторические источники» и «источники исторических знаний школьников». Первое, заимствованное в исторической науке, означает доку ...

Оценка факторов влияющих на развитие воспитателя инклюзивной группы
В ходе исследования проводилась оценка факторв влияющих на развитие воспитателя инклюзивной группы на начало эксперимента (на 1 этапе) и на 3 этапе эксперимента. Для достижения результата необходима согласованная педагогическая деятельность воспитателей инклюзивных групп и специалистов сопровождени ...

Методы профессионального самосовершенствования педагога
После проведения диагностики по оценке профессионально-личностные качества учителя, являющиеся примером для учеников начальной школы, нами было выявлено, что у некоторых учителей, участвующих в эксперименте, профессионально-личностные качества развиты недостаточно, поэтому для решения проблем профе ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru