Развитие активного словаря

Страница 5

Дети должны научиться выражать свои желания не с помощью жестов, аморфных слов или неизменяемых существительных в именительном падеже, а в повелительной форме глагола. Надо помнить, что некоторые дети не сразу могут овладеть слоговой структурой предлагаемых глаголов, поэтому вначале допустимо проговаривание только ударного слога, но в дальнейшем должны воспроизводиться минимум два слога.

Рекомендуется использовать следующие логопедические приемы: называние предметов или предметных картинок; просьба передать, взять, отдать и т. д. предмет; договаривание начатых логопедом фраз со зрительной опорой на предмет или его изображение; называние действий в повелительной форме. Необходимым условием является многократное проговаривание детьми усвоенных слов.

Задание 1. Научить детей называть знакомые лица, предметы или предметные картинки. Примерный лексический материал

1. Имена близких людей, состоящие из двух слогов:

а) одинаковых: мама, папа, баба, Тата, Ляля, дядя, няня;

б) из разных слогов с ударением на первом слоге: Вова, Нина, Валя, Ната, Толя, Оля, Коля, Таня, Митя, Витя, Капа, Лёна, Поля, Галя, Тома, Катя.

2. Односложные слова: мак, суп, гусь, кош, лук, дом, ком, сок, лоб, нос, сад, пол, мяч, стул, хлеб, таз, рот, лес.

3. Двухсложные слова:

а) с ударением на первом слоге: вата, ноги, руки, киса, муха, зубы, ухо, боты, мыло, рыба, каша, шуба, бусы, осы, яма, сани;

б) с ударением на втором слоге: пила, нога, рука, вода, лиса, коза, лицо, яйцо.

4. Трехсложные слова:

а) с ударением на втором (среднем) слоге: машина, малина, собака, лопата, ворона, корова, панама;

б) с ударением на первом слоге: ягода, кубики, дерево;

в) с ударением на последнем слоге: молоко, голова, сапоги, самолёт.

Задание 2. Научить детей «наращивать» слоги к концу слов.

му-ка баб-ка лап-ка ут-ка внуч-ка

ру-ка дуд-ка зай-ка щет-ка книж-ка

по-ка кош-ка лей-ка мой-ка сказ-ка

щу-ка мыш-ка гал-ка двер-ка

шуб-ка пал-ка клет-ка

юб-ка вил-ка птичка

шап-ка сум-ка

бул-ка бан-ка

Задание 3. Научить детей объединять усвоенные слова в двухсловные предложения типа: вопросительное слово (где) + именительный падеж существительного; указательные слова (это, вот, здесь, там, тут) + именительный падеж существительного.

где зайка? — вот зайка это ножка тут пушка

где майка? — вот майка это мошка тут кружка

где галка? — вот галка это ложка тут мушка

где палка? — вот палка это кошка тут булка

Это малина, это машина, это лопата, это самолет. И т. д.

Примечание. От детей не требуется точной дифференциации по значению слов: вот, там, тут, здесь.

Задание 4. Научить детей отдавать команды (куклам, игрушкам, своему товарищу), употребляя глаголы единственного числа повелительного наклонения.

иди спи неси лови дай встань — сядь снимай

сиди пусти ищи зови мой прыгай вставай

ходи лепи туши звони стой копай одевай

веди руби лежи пили пой сажай помоги

гуди пиши коли лей стирай

буди пляши беги пей катай

кати бей открой

уйди ешь закрой

Логопед добивается, чтобы ребенок сохранял ударный слог с ясным произношением конечного звука и

, а затем дифтонгов ой, ей

. Остальные звуки слов могут быть приближенными или замещаемыми.

Задание 5. Научить детей объединять в одном предложении два слова: обращение + глагол повелительного наклонения 2-го лица единственного числа.

Миша, лежи. Лежи, Миша. Прыгай, зайка.

Нина, лови. Спи, Ляля. Вставай, Оля.

Тата, спи. Пиши, папа. Ешь, Петя.

Катя, иди. Стой, Ляля. Пей, Оля.

Вова, пили. Сиди, мишка.

Мама, неси. Лежи, мишка.

Задание 6. Научить детей объединять слова: обращение + глагол повелительного наклонения единственного числа + винительный падеж существительного:

а) винительный падеж существительного совпадает с формой именительного падежа;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи о педагогике:

Формирование лексических навыков
Различные данные позволяют выделить в лексическом навыке следующие компоненты: а) Слуховые и речевые следы от самого слова в их соотнесенности: благодаря последней осуществляется слуховой контроль за «формальной» правильностью слова. б) Соотнесенность слуховых и речедвигательных следов слова со зри ...

Освещение вопроса о месте воспитателя и воспитанника в педагогической литературе
а) о теории воспитания В теории и на практике С. Т. Шацкий развивал положение о том, что воспитание есть прежде всего организация детской жизни и деятельности, имеющая целью подготовку людей с широким кругозором, всесторонне - образованных и развитых. Главный результат воспитательного процесса – фо ...

Развитие быстроты
Воспитание быстроты двигательной реакции. Для воспитания быстроты простой реакции рекомендуется повторно выполнять ответные действия на заранее обусловленный и внезапный сигнал (по свистку принять определенную позу, начать движение, остановиться, изменить направление движения и т. п.). Уход со стар ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru