Методика работы над разными видами высказываний с различной лексической наполняемостью

Перспективы образования » Подготовка слабослышащих дошкольников к обучению в школе » Методика работы над разными видами высказываний с различной лексической наполняемостью

Страница 2

В лингвистической литературе производной от которой вступает любая методика обучению языку, обозначены следующие типы отношений выражающих смысл предложений разных синтаксических предложений. 1.Отношения бытийности. В них укладывается любой фразовый материал - предложение, в которых сообщаются о каких- то действиях, состояниях, событиях, поступках, явлениях, намерениях, сообщениях, желаниях. Стасик болеет. Петя хочет гулять. Дождик идет. Снег падает. Листья шуршат. Дети гуляют во дворе. Дети собирают листья.

2.Отношения тождества идентификации. Это троллейбус. Троллейбус - это вид транспорта. Пиджак - это одежда. Банан - это фрукт.

3. Отношения наименований, номинации. Мальчика зовут Рома. Город называется лабытнанги.

4.Отношения характеризации. Огурец - зеленого цвета. Тетрадь сделана из бумаги. Арбуз имеет круглую форму.

Первое методическое направление может быть реализовано самыми разными способами и приемами. После того, как дети на занятиях по развитию изобразительной деятельности многократно рисовали и им известны традиционно используемые материалы, инструменты, объекты, на занятиях по развитию речи может быть предложено сходное занятие. Педагог предлагает инструкцию: Нарисуй (арбуз и др.) Нарисуй (на доске и т.д.); нарисуй (карандаш и.т.д.). Задается вопрос: Рома что ты будешь делать? Вопросы предлагаются каждому ребенку. Рома отвечает: Я буду рисовать карандашом сливу на листочке. Другие дети в это же самое время выбирают себе другие задания по желанию. Затем, каждому предложению могут быть сформулированы вопросы: Что нарисовал (а)? Чем нарисовал(а)? На чем? Припоминая недавние сборы детей на прогулку педагог выясняет у детей, кому воспитательница помогала застегнуть пуговицу, молнию на куртке, завязать шнурки и т.д . Эти языковые наблюдения проводятся на таких предложениях: Тетя Маша застегнула Роме пуговицу на куртке. Она завязала Оле платочек. Наблюдение за синтаксическими строениями высказываниями и сходствами модели осуществляются в основном на знакомых предметных действиях, и уже практически использованном ранее их словесном оформлении.

Со вторым методическим направлением связаны такие способы и приемы обучения, которые значительно приближаются уже к языковым упражнениям. Составляются предложения, например по опорным словам, по демонстрации действий, по картинкам, и по прочитанному тексту на заданную тему. Во всех этих вариантах детям сообщается: так можно говорить, так правильно, так неграмотно, так грамотно. Или так говорить нельзя, найди ошибку и исправь. Привлекая внимание детей, педагог сообщает: Смотрите то я делаю. Будем составлять предложение, подумайте, запишите. Затем обязательно спрашивает: Что вы будете делать? (Смотреть, думать, составлять предложение).

Самим детям может быть предложено, выполнить какие - нибудь действия, а по демонстрации их составляются, проговариваются предложения, также имеющие общую модель. Например, такие: Лена попросила у Оли краски. Стасик исправил ошибку у Димы. Дети, опираясь на знакомые действия и составленные ранее предложения как речевые образцы, должны самостоятельно использовать аналогичную, синтаксическую конструкцию.

Составление предложений организуется также с помощью картинок. В книге Л.П. Носковой «Учимся наблюдать, говорить, читать, писать» Есть много предложений которые выполняются по картинкам, где наглядно показано как строятся предложения: мальчик подошел к столу и мальчик отошел от стола. По новым рисункам составляются предложения: Это мальчик, это книга, мальчик читает книгу. Даются задания составить предложения по образцу, по вопросам. Набор вопросов действительно разнообразен: Что это? Где живет? Где растет? Что делают? И т.п. Это предложение типа:

Грипп растет в лесу, а груша…

Груша бывает желтая, а малина…

Девочка дала курице зерно, а кошке…

Или:

После воскресения наступает…

После января идет…

Работа над составом и строением предложения ведется в связи с анализом содержанием прочитанных произведений по вопросам. Анализ по вопросам проводится уже в большей степени для соотношения вопросительных и повествовательных предложений и в целях обучения использования речевых средств самого текста в качестве опоры для построения разных предложений (по одной модели).

Например, читается и прорабатывается всеми способами сказка Ушинского «Лиса и козел». После того как содержание сказки детьми понятно, продолжается ее анализ через обучение с составлением предложений по вопросам. При этом можно проводить эту работу в несколько приемов. Так вначале задаются вопросы, отвечая на которые дети указывают место действия.

-Куда бежала лиса?

-Куда упала (пропала, провалилась лиса)?

-Куда прыгнул козел?

-Куда запрыгнула лиса?

Отвечая на вопросы по знакомому тексту, дети фактически отрабатывали предложения одной модели. Это упражнение выступает как фрагмент одного занятия. Затем могут быть вопросы, что бы получить ответы в виде предложений другой логико - грамматической структуры:

Страницы: 1 2 3


Статьи о педагогике:

Развитие двигательных способностей у детей среднего школьного возраста
Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (V—VIII классы). Особенности возрастного развития. Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4—7 см главным образом за счет удлине ...

Массовый и новаторский педагогический опыт. Пути, методы, обобщение и их значение в развитии педагогической науки
Распознавание, изучение и обобщение содержания нового опыта является важной теоретической и практической проблемой. Многие учителя и методисты затрудняются при решении задачи обобщения педагогического опыта. Это связано с недостаточной определенностью соответствующих путей обобщения в контексте сис ...

Содержание образования как средство развития мотивации
В соответствии с тематикой моего исследования обратимся к рассмотрению двух основных категорий дидактики процесса обучения и его основных компонентов, из которых наибольший интерес для нас представляет содержание образования . Понятие процесса обучения исследовалось такими учеными как: Бабанский Ю. ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru