Лексико-семантическая работа
Говоря о ходе речевого развития ребенка, А.Н.Леонтьев отмечал, что процесс развития речи не сводится прямому количественному росту, выражающемуся лишь в увеличении словаря ребенка и ассоциативных связей слова, а есть сложный процесс качественных измерений, который охватывает функции, стороны и связи слова.
Работа над лексико - семантической стороной речи старших дошкольников с нарушением слуха тесно связанных с обогащением их деятельности, формирование познавательных интересов и процессов, уточнением социальных представлений.
По данным исследователей детской речи, количество слов в словаре нормально развивающегося пяти летнего ребенка доходит до 2000 - 2500 а к шести семи годам 3500- 4000 слов и более.
В старшем дошкольном возрасте, дети усваивают бытовой словарь, узнают и уточняют названия игрушек, предметов одежды, обуви, посуды, мебели, питания, предметов туалета, частей тела, помещений и.т.д. Значительно обогащается природоведческий словарь, связанный с расширением представлений детей о явлениях природы, животных, растениях. В связи с возрастанием интереса детей к социальной сфере, увеличивается количество слов, обозначающих явления общественной жизни, взаимоотношения детей (семья, профессии, различные общественные учреждения, праздники и др.).
В словарь интенсивно включаются названия предметов, действий, признаков, свойств и качеств, состояний.
Развитие обиходно - разговорной речи предполагает включение в речь детей большего количества слов, необходимых для оценки своих действий и состояний и других детей, выражения отношения к событиям и людям, характеристики и личностных качеств и черт характера.
С целью расширения словаря, варьирования высказываний, взрослые стремятся использовать в своей речи синонимы и синонимические обороты (шалил - баловался, врет - говорит не правду, огорчилась - расстроилась, неаккуратный - неряха, веселый - радостный).
В младших и средних группах дети в основном знакомились со словами, рассматривая и действуя с одними и теми же предметами, но различающимся по внешнему виду (цвету, форме, величине), что способствовало накоплению и обогащению наглядно - образных представлений.
В старшем дошкольном возрасте особое значение приобретает работа над значением слова, что связано как с формированием понятийной стороны слова, так и с учетом различных типов смысловых (парадигматических) связей. Наиболее активно раскрываются смысловые связи слов, связанных видородовыми отношениями, отношениями «целое и его часть», антонимическими, синонимическими, конверсивными связями. В старшей и подготовительных группах уточняются значения некоторых многозначных слов, проводятся дифференциация конкретизация родственных (однокоренных) слов. В занятия включаются игры и упражнения, целью которых является проведение наблюдений за составом слов, объяснение их значений.
Необходимо составить и уточнить слова, связанные конверсивными отношениями: мама( папа) и сын(дочка), дедушка(бабушка) и внук(внучка), брат, сестра. Если эта работа не проводится в детском саду, дети и в школьном возрасте дети не владеют пониманием этих отношений. В процессе работы над темой используются синонимы (взрослые, старшие; любят, заботятся о детях; маленький ребенок - малыш), антонимы (взрослые - дети).
В группу овощей в процессе расширения словаря по темам включаются новые виды: перец, кабачок, чеснок, баклажаны, укроп и др. Словарь пополняется за счет прилагательных, обозначающих форму, цвет, величину, вкус, какие- то специфические признаки, глаголов характеризующих действия (тушить, солить, мариновать).
По мере усвоения обобщающих слов проводится их дифференциация. В процессе проведения занятий по различной тематике с целью формирования обобщающего значения слов их дифференциации может быть проведено большое количество дидактических игр и упражнений. Эти игры включают:
-классификацию предметов, действий, свойств и их обобщение. Дети называют группы предметов обобщающим словам, и, наоборот, подбирают слова с конкретным значением к обобщающему слову (мебель, посуда, одежда и др.) Необходимо уделить внимание предикативным (глагольным) и атрибутивным (на основе прилагательных) обобщений, которые формируются у детей с нарушенным слухом более медленно, по сравнению с предметным, в силу их большей абстрактности. В связи с этим уместно проведение игр типа «Кто летает, бегает, ползет?», «Назови деревянные, металлические, пластмассовые предметы», «Назови сладкое - кислое- горькое» и др.
Статьи о педагогике:
Из истории проектного метода
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Д ...
Создание условий для формирования эстетического воспитания
Одной из истинных человеческих потребностей является потребность в красоте как естественное стремление человека к гармонии, целостности, равновесию и порядку. О том, что это именно жизненная потребность человека, говорят результаты исследований антропологов, установивших, что на определенной стадии ...
Методика «Цветопись»
Цель: Изучение эмоционального состояния. Необходимый материал: Круг, разделенный на 8 секторов и цветные карандаши (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный) Инструкция: Раскрась любым карандашом части круга. Обработка результатов: Подсчитывается число секторов, закрашенных цв ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования