Краткие характеристики классификации наглядного метода обучения
Под наглядным методом обучения понимаются такие методы обучения, при которых усвоение учащимися знаний находятся в существенной зависимости от применяемого в процессе обучения наглядного пособия или технического средства. Наглядные меч оды обучения используются во взаимной связи со словесными и практическими методами обучения. Наглядный метод обучения подразделяется на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ учащимся наглядных пособий, плакатов, таблиц, картин, зарисовок на доске и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
Такое подразделение средств наглядности на иллюстрационное и демонстрационное является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности, как к группе методов иллюстраций, так и к группе методов демонстраций, (например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп). Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевизоров, видеомагнитофонов) расширяет возможности наглядного метода обучения. В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является компьютер индивидуального пользования. В настоящее время особое внимание уделяется оснащению школьных кабинетов электронно-вычислительной техникой, внедрению в учебный процесс компьютеров. Они позволяют учащимся наглядно видеть в динамике многие процессы, которые раньше усваивались из текста. Компьютеры дают возможность моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений наиболее оптимальное по определенным критериям, т. е. значительно расширяю: возможности наглядного метода в процессе обучения,
При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
- наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует в соответствующий момент урока;
- наглядность должна быть организована таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
- необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
- необходимо детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации;
- демонстрирующаяся наглядность должна быть точно согласована с темой материала;
- привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации и наглядном пособии или демонстрируемом устройстве.
И.П. Подласый ("Педагогика", Москва "Просвещение", 1996 г., с. 296.): «Принцип наглядности обучения - один из самых известных из интуитивно понятных принципов, обучения учащихся, используемый с древних времен у подавляющего большинства людей. В основе его лежат следующие научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям: наибольшей чувствительностью обладают органы зрения, пропускная способность каналов связи от рецепторов к центрам нервной системы различная: оптического канала связи - 1.бх 10' бит/сек «акустического капала связи» -0.32х 10й бит/сек, тактильного-0.13 х 10й бит/сек, что означает, что органы зрения «пропускают» в мозг почти в пять раз больше информации, чем органы слуха и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы; информация, поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу) не требует значительного перекодирования, она запечатается в память человека легко, быстро и прочно».
Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности;
1)Используйте в обучении тот факт, что запоминание ряда предметов в натуре на (картинках или моделях) происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда предметов в словесной форме, устной или письменной;
2)Золотое правило учителей: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно видимое - для восприятия зрением, слышимое - для восприятия слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу- вкусом;
3)Никогда не ограничивайтесь наглядностью - наглядность не цель, а средство обучения развития мышления учащихся;
4)Обучая и воспитывая, не забывайте, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами;
Статьи о педагогике:
Функции городов
КУРСК - областной центр, самый большой по численности населения город области. Курск - экономическая, административная, культурная и научная столица области. Это самый крупный транспортный центр области, расположенный в ее центре, преимущественно на правом высоком и крутом берегу р.Сейм, при впаден ...
Экспериментальное исследование развития внимания первоклассников
Исследование проходило в течение 2008-2009 учебного года и включало в себя три этапа. На первом этапе проводился теоретический анализ литературных источников по теме исследования, определялись объект, предмет, цели и задачи исследования, подбиралась соответствующая методика. На втором этапе проводи ...
Психика: понятия, функции
Психика — особая сторона жизнедеятельности человека и его взаимодействия с окружающей средой; способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.). Психика находится во взаимодействии с сомати ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования