Особенности проведения экскурсий во внеурочное время
Она выделяет, что непосредственное участие семьи в процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром может проявляться в следующем:
Учитель предлагает школьникам домашние задания, которые они могут выполнить только при участии родителей. Например, составить семейное «древо» и рассказать о своих прародителях; посетить краеведческий музей и составить описание флоры (фауны) родного края; посетить дом-музей писателя (ученого, композитора) и рассказать о каком-либо эпизоде из его жизни; собрать на прогулке в лесу природный материал для поделок.
Родители присутствуют на уроках и внеклассных мероприятиях. Например, они рассказывают о своей профессии; принимают участие в викторинах,
конкурсах, соревнованиях; участвуют в проведении вечеров досуга и праздников.
Теперь перейдем к рассмотрению одной из основных форм внеурочной работы учителя с младшими школьниками – экскурсиям. Определим: что это такое? Какие они бывают? С какой целью проводятся? Какое значение имеют для младших школьников, и вообще, каким образом они проводятся?
Л. Н. Олесюк отмечает следующее: в педагогике начальной школы широко распространен термин «экскурсия» как форма организации процесса познания окружающей природы. В дополнение к принятому нами за основу определению можно дополнить, что экскурсию можно воспринимать как форму организации учебного процесса, направленную на усвоение учебного материала, но проводимую вне школы.
Н. Ф. Виноградова выделяет педагогическое значение экскурсий. Кроме этого, она отметила ее огромное общеобразовательное значение. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся.
З. И. Тюмасёва считает, что для детей экскурсия – путешествие, выход из тесных официальных стен учебного учреждения на вольный простор. Любое путешествие создает особый своеобразный мир ощущений, эмоциональный подъем и хорошее настроение люди становятся веселее, раскованнее, общительнее, появляется внутреннее чувство свободы и своеобразное жадное желание без всякого принуждения воспринимать окружающий мир.
Она отмечает, что вся гамма положительных переживаний, рожденных даже кратковременным путешествием, делает его особенно привлекательным и желанным для детей.
Н. Ф. Виноградова выделяет следующие виды экскурсий:
- на природу;
- в музеи и на вставки;
- на производства.
Она отмечает, что методика проведения любой экскурсии должна исходить из специфики ее как небольшого путешествия.
Виноградова отмечает следующее: попадая в природную среду со всем ее многообразием предметов и явлений, учащиеся учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой. Экскурсии в природу представляют способ конкретного изучения природы, т.е. изучение подлинных объектов и явлений природы, а не рассказов и книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности. На экскурсиях, как и на практических занятиях, у учащихся формируется навыки самостоятельной работы. Они знакомятся со сбором материалов и с сохранением сборов, а также с обработкой экскурсионного материала (на занятиях в классе после экскурсий). Планомерное проведение экскурсий развивает у учащихся навыки изучения своего края.
Статьи о педагогике:
Основные компоненты содержания обучения иностранному языку
В соответствии с общедидактическим подходом, мы рассматриваем вопрос о содержании обучения. Проблема содержания в методике обучения иностранного языка остается одной из самых актуальных. Немаловажное значение имеет взаимосвязь содержания обучения с социальным заказом общества. С его развитием, а та ...
Характеристика пассивного словаря у детей с моторной алалией
Вторично, и в меньшей степени, при моторной алалии страдает в своем развитии импрессивная сторона речи. При моторной алалии понимание обращенной к ребенку речи относительно сохранно. Дети адекватно реагируют на словесные обращения взрослых, выполняют простые просьбы и поручения. Нередко родители в ...
Структура презентаций. Требования к созданию и оформлению
презентаций
Структура презентаций Презентация состоит из слайдов. Лучше всего придерживаться одного правила: один слайд – одна мысль. Убедительными бывают презентации, когда на одном слайде дается тезис и несколько его доказательств. Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представ ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования