Эмпирическое исследование особенностей обучения детей с задержкой психического развития в инклюзивной школе
Коррекционное учреждение VII вида обучает и воспитывает детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.
Приоритетные направления ГОУ
▪ Реализация дифференцированного и индивидуального подхода в развитии личности ребенка с ЗПР с целью коррекции уже имеющихся отклонений в развитии;
▪ Создание оптимально комфортных психолого-педагогических условий для развития эмоционально-волевой и познавательной сферы и для успешной реабилитации детей с ЗПР;
▪ Реализация образования и воспитания в рамках государственной программы для учащихся с ЗПР.
Основные направления работы школьного педагога-психолога: те же, что и у психолога общеобразовательной школы.
Организация исследования. Исследование проводилось методами:
Метод сбора информации
▪ изучение документации на ребенка (анамнез, педагогическая характеристика);
▪ наблюдение за ребенком;
▪ беседа с ребенком, его родителями, учителями;
▪ тесты.
Метод тестирования представляет собой психологическую диагностику посредством стандартизированных заданий (вопросов, задач). Слово «тест» имеет английскую этимологию и в русском переводе означает «испытание» А Шуберт (1927) определял тесты как краткие экспериментально-психологические приемы, которые применяются в каких-либо практических целях для выяснения особенностей личности или, иначе, индивидуальных особенностей ее поведения (задача «психодиагностики»), причем подобное выяснение имеет в виду практическую цель – более рационального воздействия на данную личность (задача «психотехники») (Усанова, 2006).
Процесс тестирования в нашем исследовании разделен на три этапа: выбор теста, его проведение и интерпретация результатов.
Метод анкетирования направлен на получение информации о человеке или группе путем опосредованного общения, обследуемый отвечает на вопросы экспериментатора, заполняя анкету. В нашем исследовании проводилось анкетирование педагогов, участвующих в инклюзивном обучении и родителей детей с задержкой психического развития.
В качестве контекстных показателей, которые используются для объяснения полученных результатов в ходе обследования первоклассников, были выделены следующие:
1. Характеристики классов (число учащихся в классе);
2. Характеристики учащихся: демографические характеристики первоклассников, участвовавших в эксперименте (возраст, пол);
3. Информация о семьях учащихся (уровень образования родителей учащихся; состав семьи).
Характеристика участников исследования
В исследовании приняло участие 13 детей с задержкой психического развития, обучающихся в инклюзивных классах общеобразовательной школы, 10 детей с задержкой психического развития, обучающихся в первых классах специальной коррекционной школы и 10 детей с развитием в норме, обучающихся в первых классах общеобразовательной школы, 30 родителей этих детей.
Дети с задержкой психического развития, обучающиеся в инклюзивных классах: 7 мальчиков
ГОУ СОШ № 518
1 «а» класс: 12 детей с развитием в норме, 3 ребенка с диагнозом ЗПР.
1 «б» класс: 10 детей с развитием в норме, 4 ребенка с диагнозом ЗПР;
1 «в» класс: 12 детей с развитием в норме, 3 ребенка с диагнозом ЗПР;
1 «г» глас: 12 детей с развитием в норме, 3 ребенка с диагнозом ЗПР.
Дети, обучающиеся в инклюзивных классах с нормальным развитием:
№ п/п |
Имя, фамилия ребенка |
возраст |
1 |
Лена М |
7 лет |
2 |
Андрей П. |
7 лет |
3 |
Игнат К. |
7 лет |
4 |
Кирилл А. |
7 лет |
5 |
Маша Ж. |
7 лет |
6 |
Елена П. |
7 лет |
7 |
Сергей С. |
7 лет |
8 |
Миша Р. |
7 лет |
9 |
Дима Ф. |
7 лет |
10 |
Ева Х. |
7 лет |
Статьи о педагогике:
Этапы проектной работы
Главное отличие между обычной и проектной работой состоит в том, что при обычной работе основная деятельность ограничена рамками класса, а при проектной работе она выходит за его пределы. Полномасштабный проект включает три стадии: 1. Планирование в классе. Школьники при участии учителя обсуждают с ...
Память
Это запечатление, сохранение, последовательное распознавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Функция памяти – сохранность и использование в дальнейшем свой прошлый опыт. Память делится на виды: - по времени хранения информации: • сенсорная – обеспечивает удержание информации в течение очен ...
Учебно-программное обеспечение курса «Познай себя»
Учебная программа - это документ, устанавливающий содержание и объем знаний, умений и навыков по предмету и определяющий последовательность их прохождения по годам обучения. Программа бывают следующих видов: 1. Альтернативная; 2. Компилятивная (заимствованная, объединяющая фрагменты существующих ра ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования