Организация психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателя инклюзивной группы
В последние годы очевиден «поворот» общества и государственных структур в сторону людей с ограниченными возможностями здоровья.
Веру в то, что в России в скором времени, наравне с развитыми европейскими странами, инклюзия станет не экспериментом, а массовой практикой, вселяет ратификация нашей страной Конвенции ООН о правах инвалидов (сентябрь 2008).
2009/10 учебный год Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев открыл в столичной школе, работающей в рамках инновационной программы «Инклюзивное образование».
2009 год объявлен Годом равных возможностей.
В настоящее время готовится к принятию с 01.01.2011г. федеральный проект « Доступная среда», в котором важное место будет отведено созданию доступной среды для детей с ОВЗ.
Ключевым моментом модернизации современной системы образования является положение о том, что в системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации любого ребенка.
В новом Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении №666 впервые предусмотрена возможность организации групп комбинированной направленности, в которых могут получать дошкольное образование здоровые дети и дети, имеющие ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ).
Во многих регионах России накоплен значительный опыт в области инклюзивного образования. Примером может служить город Томск, Москва, Петербург, Пермь и другие города, где проблемам людей с ограниченными возможностями уделяется большое внимание.
Разработана и действует законодательная база в области инклюзивного образования:
1. Конституция Российской Федерации
2. «Конвенция о правах ребенка».
3. «Конвенция ООН о правах инвалидов».
4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
5. Закон РФ «Об образовании».
6. Резолюция 3447 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи ООН в « Декларации о правах инвалидов», принятая 09 декабря 1975г 5.
7. Декларации прав ребенка
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 617
9. Федеральный закон от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,
10.Федеральный закон от 24 июля 1998г. №124-ФЗ « Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
11. Программа «Доступная среда для инвалидов»,
12. Концепция непрерывного образования.
13.Типовое положение об общеобразовательном учреждении №666.
Таким образом, вопросы инклюзивного образования актуальны для современных условий.
Вывод: В России накоплена достаточно серьёзная нормативная база, существуют правовые основы инклюзивного или совместного дошкольного образования. Требуется серьёзная работа по подготовке компетентных педагогических кадров. В этом им сможет помочь психолого-педагогическое сопровождение.
Воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ не хватало знаний, умений, опыта. В результате можно выделить противоречие между:
требованиями к воспитателю инклюзивной группы повышения уровня педагогических знаний и умений, развития психологических качеств личности и недостаточностью у него знаний в области работы с детьми с ОВЗ и их родителями, слабой мотивацией к их развитию.
В процессе психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателя инклюзивной группы создаются необходимые и достаточные условия, важные для повышения педагогического, психологического уровня воспитателя инклюзивной группы детского сада.
Имеющееся противоречие определило проблему исследования:
Организация психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателя инклюзивной группы для педагогического и личностного роста воспитателя инклюзивной группы детского сада.
Исходя из сложившегося противоречия и сформулированной проблемы, обозначена тема исследования:
«Организация психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателя инклюзивной группы»
Цель исследования: повышение педагогического, психологического, мотивационного уровня воспитателя инклюзивной группы детского сада в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Объект: деятельность воспитателя инклюзивной группы детского сада.
Предмет: психолого-педагогическое сопровождение деятельности воспитателя инклюзивной группы детского сада.
Гипотеза: образовательный процесс в инклюзивной группе будет оптимальным, содержание деятельности воспитателя инклюзивной группы детского сада более результативным, если:
будет осуществляться психолого-педагогическое сопровождение деятельности воспитателя в инклюзивной группе.
1. Будут даны методические рекомендации для воспитателей инклюзивных групп детских садов по содержанию психолого-педагогического сопровождения.
Цель исследования и выдвинутая нами гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Раскрыть теоретические подходы к психолого-педагогическому сопровождению деятельности воспитателя инклюзивной группы.
2. Раскрыть практику организации психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателя в инклюзивной группе.
3. Разработать методические рекомендации для воспитателей инклюзивных групп детских садов по содержанию психолого-педагогического сопровождения.
Базой исследования явилось муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Теремок» г. Тайги Кемеровской области. В исследовании приняли участие 6 педагогов (4 воспитателя и 2специалиста).
Первый этап (сентябрь - декабрь 2009 г.) – подготовительный этап:
- выявления противоречия, определения проблемы;
- изучения нормативной базы, научной литературы по проблеме;
-анализа уровня профессионально–личностного развития воспитателя;
-выявления факторов, стимулирующих и препятствующих развитие педагогов;
-формулировки гипотезы, определения темы исследования, понятийного аппарата; проектирование этапов исследования;
- определение форм и методов организации исследования, его структуры и содержания;
- вхождения воспитателей и специалистов в инклюзивное пространство;
- определения содержания сопровождения специалистами сопровождения
Второй этап (январь - май 2010г.)- констатирующий этап, активизации психолого-педагогического сопровождения:
-ведения опытно-поисковых работы по определению составляющих
- корректировки профессионально - личностных качеств воспитателя специалистами сопровождения;
внедрения интерактивных методик сопровождения;
- начальный этап самореализации личности воспитателя.
Третий этап (июнь - декабрь 2010 года) – формирующий этап эксперимента:
- повторного анализа уровня профессионально - личностного мастерства воспитателя;
- дальнейшего поиска форм и методов помощи воспитателям инклюзивной группы специалистами сопровождения;
- разработки плана сопровождения, « Школы дошкольных наук»;
-осуществления регуляции и коррекции профессиональной деятельности воспитателя.
Четвертый этап (январь – август 2011 года) – заключительный:
- перехода от психолого-педагогической помощи к самопомощи,
-анализа педагогического, психологического уровня, мотивационного уровня воспитателя,
- самореализации;
- самоанализа, обработки результатов и оформления исследования, - подтверждения выдвинутой гипотезы
Ожидаемые конечные результаты:
-Повышение педагогического уровня
-Повышение психологического уровня
-Снижение влияние таких факторов как:
- Состояние инерции
- Недостаточные теоретические знания
- состояние здоровья
- Анализ законодательной базы в области инклюзивного образования
- Анализ теоретических подходов к проблеме психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателя инклюзивной группы детского сада
- Практика организации психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателя инклюзивной группы детского сада
- Характеристика психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателя инклюзивной группы на 1 этапе
- Характеристика психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателя инклюзивной группы на 2 этапе
- Характеристика психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателя инклюзивной группы на 3 этапе
- Оценка факторов влияющих на развитие воспитателя инклюзивной группы
- Оценка профессионального уровня воспитателя инклюзивной группы
Статьи о педагогике:
Колония-мануфактура
Здесь я опишу трудовые успехи коммуны им. Дзержинского в 1930 – 1931 гг. Это был период её перехода на полукустарное производство. По существу, эпоха простеньких мастерских и примитивного сельского хозяйства уже закончилась, однако, эра настоящей индустриализации колонии ещё не наступила. В начале ...
Результаты экспериментальной работы
Для определения эффективности разработанной модели формирующего эксперимента и выявления уровня сформированности умений и навыков мы проанализировали все работы учащихся, полученные в результате выполнения итогового задания. Было получено 23 сочинения учащихся на тему «Каким должен быть учитель?». ...
Особенности педагогической системы школьного образования в
послереволюционной России
В послереволюционной России строительство системы школьного образования шло в течение почти десятилетия. В декабре 1917 года специальным постановлением Совета Народных Комиссаров все учебные заведения были переданы Народному комиссариату просвещения. В его деятельности большую роль сыграли А. В. ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования