Система обучающих упражнений, направленная на развитие речи во внеклассной работе
А молоко тем временем стало потихоньку подниматься, добралось до края кастрюли, выглянуло, не наблюдает ли кто за ним, поколебалось немножко и… побежало, полилось через край. Бежит, шипит на горячей плите.
Бросилась Нина к плите, а в кастрюле пусто, на полу лужа молочная.
Вот как оно убегает, без всяких ног. Пришлось из-за Нины всем есть кашу без молока.
(Э. Киселёва "Молоко убежало")
Задание: Что означает выражение молоко убежало? Какими словами можно заменить слово бежит в предложениях:1) Бежит время; 2) Бежит ручей; 3) Зерно бежит из комбайна в машину?
Новое значение у слова образуется при условии, если предметы чем-то похожи друг на друга. Проследим это на примерах:
Вот шофёр какой чудак:
Он поесть не мог никак.
Потому что спозаранку
Он крутил-вертел баранку.
А зачем крутил-вертел?
Лучше взял бы да и съел!
(А. Шибаев "Баранка")
Задание: какие значения есть у слова баранка? Почему шофёр не мог съесть баранку? Что общего у баранки (руля автомобиля) и баранки (колечка, испеченного из теста)?
Оба эти предмета круглые, они похожи по внешнему виду. Вспомните, чем похожи пятачок-монета и пятачок поросёнка, шляпа (головной убор) и шляпка гриба, колокольчик (цветок) и колокольчик (звонок)? Почему слой опавшей осенней листвы мы называем ковром?
Итак, все предметы, о которых мы с вами говорили, похожи по внешнему виду. Но сходство может быть и в другом, общим может быть не внешний вид, а какой-то признак. Послушайте стихотворение:
Я знаком с одним моржом, Он среди моржей один
Ест он кашу, пьёт боржом, Не видал огромных льдин,
Очень любит эскимо. Не видал он даже моря.
Вместе ходим мы в кино. Этот морж – Морковкин Боря.
Я к моржу домой хожу, Он спортсмен, приятель мой,
С ним за партою сижу. Он купается зимой.
(А. Стойло "Морж")
Задание: Про кого это стихотворение? Что общего у моржа – северного животного и моржа-человека? По какому признаку человека называют моржом? За что человека иногда называют петухом, медведем?
Таким образом, не всегда важно, чтобы предметы были похожи только по внешнему виду, важно другое – какой-то признак. Какие свои примеры вы можете привести?
Теперь послушаем с вами отрывок из стихотворения и подумаем, почему снег называют одеялом.
Городу ночью холодно стало,
Ночь для него одеяло достала.
Снегом заботливо город одела
И посветлела от доброго дела.
(Е. Аксельрод "Ночью")
Задание: Какой же общий признак у снега и одеяла? А можно ли назвать снег по-другому? Как он назван в таких загадках?
Просто сияет чистый, Белотканный ковёр
Белым-бела земля. Устилает наш двор.
Под шубою пушистой – Я гулял во дворе,
Сады, луга, поля. Наследил на ковре.
(Н. Лисич) (П. Образцов)
Общим у предмета может оказаться не только внешнее сходство или какой-то признак, но и их действия. Подумайте, о ком говорится в этой загадке.
Качая клювом и хвостом,
Будильник ходит под окном.
На лапах – шпоры, сам с вершок,
А на макушке – гребешок.
(М. Пляцковский)
Задание: Какой будильник ходит под окном? Почему так назван в загадке петух? Почему щётку на лобовом стекле автомобиля называют дворником? Упражнения на закрепление:
Последнее слово в этих маленьких стихотворениях имеет не одно значение. Прочитайте внимательно и решите, какие же это значения.
Редиске вымыли бока, Писать отлично
В тарелку положили. Я стараюсь
Она красна была, пока Но для приличия
Её не раскусили. Ломаюсь.
2. Послушайте стихотворение и скажите, почему монтёрские крючки называют кошками?
Со столба кричит он: "Есть! А на столб ему залезть
Вспыхнул свет в окошке!" Помогли две кошки.
(Е. Руженцев "Две кошки")
3. Послушайте рассказ и ответьте на вопрос: по какому признаку хвост зайца и лисы охотники называют цветком и трубой?
Статьи о педагогике:
Особенности восприятия личности учителя младшими школьниками
Ранее мы отмечали, что портретная зарисовка о личности учителя до настоящего времени не являлся предметом специального исследования. Поэтому один из первых вопросов, который возник в ходе нашей работы, состоял в том, чтобы определить, каковы особенности восприятия личности учителя младшими школьник ...
Понятия, функции, виды и свойства внимания
На человека постоянно воздействует масса самых различных раздражителей. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все эти объекты. Что-то находиться в поле ясного сознания, что-то осознается в полнее отчетливо, что-то совсем смутно, а многое вообще не замечается. ...
Психические особенности младшего школьника и психолого-педагогические основы
организации учебного процесса
При организации внеклассной работы в начальных классах учитель должен учитывать психологические особенности младших школьников. Это поможет ему не только грамотно построить учебный процесс, но и способствовать наиболее качественному усвоению детьми учебного материала. Ведущим видом деятельности в м ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования