Система обучающих упражнений, направленная на развитие речи во внеклассной работе
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они!" -
Так проворчал мороз угрюмый,
И речку лед сковал без шума.
(B. Берестов. "Мороз")
Дуб дождя и ветра Ведь до поздней осени
Вовсе не боится. Он стоит зеленый.
Кто сказал, что дубу Значит, дуб выносливый,
Страшно простудиться? Значит, закаленный!
(И. Токмакова. "Дуб")
Обратите внимание: синонимы могут обозначать предметы (бураны - вьюги - метели), действия (зябнет - стынет - мерзнет), признаки (выносливый - закаленный).
А теперь рассмотрите таблицу "Найди друзей". На ней два столбика слов. К словам левого столбика надо найти близкие по смыслу слова из правого. Пять первых пар запишите в тетрадях.
алфавитаккуратный
огоньалый
шалунскакать
чистыйазбука
конницапламя
прыгатьозорник
бросатькавалерия
красныйкидать
В стихотворении, которое вы услышите, надо не только найти синонимы, а к некоторым словам его (они будут указаны) подобрать новые.
Деревья зимою, Навстречу метели.
Деревья зимою В пурге по колени,
Пронизаны ветром Буранами гнутся,
И стужей самою Вершинами машут.
И старые сосны, Сдают?
И острые ели Не сдаются!
Встают, как солдаты,
(М. Дудин. "Деревья зимою")
Задание: Какие синонимы встретились в стихотворении? (Метель - буран - пурга.) (Делается новое наблюдение: синонимов может быть не два, а больше.) Какое слово еще можно поставить в ряд метель - буран — пурга} Что сильнее: вьюга или пурга? метель или буран? Какие синонимы можно подобрать к словам: стужа (холод, мороз), солдат (боец, воин), встают (поднимаются), гнутся (сгибаются, склоняются)?
В заключение учитель читает четверостишия, в которых последнее слово заменено синонимом. Необходимо восстановить авторский текст, указав нужное слово.
С пионерской звонкой песней
Мы идем на лыжный кросс.
Воздух чистый, день чудесный!
Не пугает нас (холод).
(А. Алексин.)
Я трудилась не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснеет не от масла,
Хлеб вкуснеет от (работы).
(И. Демьянов.)
Упражнения на закрепление:
1. Какие синонимы встречаются в пословицах и поговорках: Спеши не спеши, а поторапливайся; Приятелей много, а друга нет; Переливает из пустого в порожнее?
2. Какими синонимами (из четырех букв) можно заменить такие слова: приятель, противник, солдат, шагать, красный, доктор, работа?
Ответ: друг, враг, воин (боец), идти, алый, врач, труд (дело).
3. Каких зверей называют так: косой, косолапый, серый, рыжая, сохатый?
Ответ: заяц, медведь; волк (заяц), лось.
4. Названия каких животных и птиц мы вспоминаем, чтобы назвать храбреца, задиру, хитреца, увальня, безбилетника?
Ответ: орел, петух, лиса, медведь (тюлень), заяц.
Ход занятия 2:
Прежде чём узнать что-то новое о словах-друзьях, вспомним, какие слова называют синонимами, и выполним задания.
Задание: Найдите синонимы в этих четверостишьях.
Дорога - ты, дорога,Вьюга снежная, пурга,
Широкие пути! Напряди нам пряжи,
Путей на свете много, -Взбей пушистые снега,
Мы все хотим пройти.Словно пух лебяжий.
(Л. Некрасова) (С. Маршак "Вьюга")
Задание: Угадайте слово, близкое по значению последнему.
Золотистые копны соломы
На токах на колхозных лежат.
И ребята дорогой знакомой
На занятия в школу (торопятся).
(М. Исаковский "Осень")
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную (берегут) .
(Лермонтов "Осень")
А теперь послушайте отрывки из стихотворений. В каждом из них встречается по два слова-синонима к следующим словам: гуськом, полыхать, мчаться (слова записаны на доске). Назовите их.
Солнце старалось пожарче гореть,
Чтобы озябшую землю согреть.
Солнце старалось поярче пылать.
Статьи о педагогике:
Развитие интереса к труду взрослых в ходе использования игр
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы выяснили, что для младшего школьника характерен высокий уровень любознательности, он эмоционально реагирует на всё новое, легко подвергается влиянию внешних обстоятельств. Младший школьник с желанием выполняет трудные ...
Психология личности
В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс), половые различия, анатомические особенности, процесс ...
Сущность и виды лекции
Лекция – это логически стройное, системное, глубокое и ясное изложение учебного материала. Назначение современной лекции в учебном процессе не в том, чтобы предоставить всю информацию по теме, а чтобы помочь освоить фундаментальные проблемы курса, овладеть методами научного познания, предложить нов ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования