Исследование проблемы развития социальной активности студента в воспитательной системе вуза

Перспективы образования » Развитие социальной активности студента в воспитательной системе вуза » Исследование проблемы развития социальной активности студента в воспитательной системе вуза

Страница 4

По мнению Е.А. Якуба, социальная активность выражает уровень реализации функциональных особенностей социальной общности, уровень общей социальности личности, ее внутренние потребности, уровень принятия ценностей общества. Она представляет собой единство социально-всеобщего, особенного и индивидуального в личности, единство объективного и субъективного. Социальная активность есть частная и высшая форма активности.

В.И. Овчинников отмечает, что в основе социальной активности лежат потребности личности, а все остальные категории, раскрывающие содержание и механизмы ее формирования (интересы, цели, установки, ориентации, стимулы, мотивы и т.д.), так или иначе, исходят из потребностей и выражают их.

Анализ научной литературы позволил нам утвердиться в мысли о том, что социальную активность необходимо рассматривать как интегрированное личностное качество, которое включает в себя два аспекта: социальный аспект – накопление социальных знаний, социальных умений, опыта социально значимой деятельности; личностный аспект – отраженный в потребностях, интересе, направленности (мотивах), эмоционально-ценностных переживаниях, рефлексии, в ответственном, позитивном отношении к социальной действительности. Личность реализует свою социальность через активность, направленную в различные сферы общественно значимой деятельности, в процессе которой происходит ее становление.

В определении сущности социальной активности большое значение имеет определение ее компонентов. Исследователи (К.А. Абульханова-Славская, Т.А. Ильина, Л.А. Лиферов, Т.Н. Мальковская, М.А. Румянцева и др.) выделяют разнообразное количество компонентов социальной активности. Л.А. Лиферов выделяет следующие компоненты социальной активности: социальная направленность (потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д.), социально значимые качества личности (коллективизм, дисциплинированность и др.) . Т.А. Ильина среди компонентов выделяет: социальную направленность интересов и устремлений личности, добавляя к нему еще один: активная деятельность по реализации этой направленности на практике. М.А. Румянцева выделяет три компонента социальной активности: ценностные ориентации, социальная деятельность, социальная позиция.

Проанализировав научную литературу о структурных компонентах социальной активности, мы попытались вычленить следующую структуру социальной активности:

– потребность в деятельности, реализуемая в различных видах и определяющая ее активность;

– интересы, представляющие собой личностные образования, интегрирующие рациональное и эмоциональное начала;

– направленность человека на предмет и явления действительности, а также и мотивы его действий, ответственное к ней отношение.

В качестве регулятора структуры социальной активности представляют те образования, которые являются производными от органических составляющих ядра, то есть социальные знания, умения, опыт социально значимой деятельности, эмоционально-ценностные переживания, рефлексия, ее интересы, потребности и мотивы. Все структурные компоненты социальной активности личности взаимозависимы и взаимообусловлены, поэтому она является целостным, интегрированным качеством личности, определяющим ее роль, место и положение в обществе.

Термин «личность» широко используется в обыденной речи и является одним из центральных понятий философии, этики, социологии, права, психиатрии и других наук. В философии с понятием «личность» связывается наиболее глубокая сущность человеческого рода и в то же время наиболее существенные индивидуальные особенности конкретного человека. Природа этой сущности трактуется по-разному, но чаще всего соотносится с характером общественных отношений, которое связывают людей между собой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Дидактические принципы организации внеклассной работы по русскому языку
Организуя внеклассные занятия школьников по русскому языку, учитель в своей работе должен опираться на общедидактические принципы, которые представляют собой основные, исходные положения, определяющие педагогическую практику при обучении основам наук: принципы научности, сознательности и активности ...

Содержание и учебно-методическое обеспечение учебного предмета «Основы православной культуры»
Основы православной культуры (ОПК) - учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу (4-й класс средней общеобразовательной школы) в качестве федерального образовательного компонента в рамках курса «Основы духовно-нравственной культуры народов ...

Характеристика функционального состояния организма школьников
С момента рождения ребёнка и до 16 лет сердце увеличивается больше, чем в 10 раз, причём рост размеров сердца идёт неравномерно в разные возрастные периоды. Наиболее интенсивный прирост сердца наблюдается на первом году жизни и в возрасте от 13 до 17 лет. За время пубертатного периода объём сердца ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru