Ценностные ориентации учителей г. Красноярска: исследовательский аспект
«Законность как установленный государством порядок, который обеспечивает безопасность индивида и равноправность отношений с другими» возросла лишь на 7%, а в иерархии ценностных ориентаций учителей все так же остается на девятом месте. Это может говорить о повышении у учителей надежды на силу закона, на справедливость, но, в общем, недоверие к государству, видимо, остается.
Так же немного возросли «ответственность» и «материальное благополучие». Рост значимости материального благополучия вполне объясним в контексте современных экономических реалий и, как мы указывали выше, захватывает все социальные слои и профессиональные группы.
А вот ценность интересной работы упала на 8%. Это вообще единственная ценность, показатель которой снизился за шесть лет. В совокупности с повышением ценности материального благополучия, это может свидетельствовать о заинтересованности учителей в хорошо оплачиваемой работе, чему не удовлетворяет на сегодня их профессиональная деятельность. С другой стороны, изменением самого содержания труда, видимо, по их мнению, не соответствует сегодняшней заработной плате педагога, и соответственно не устраивает педагогов. И как следствие этого педагогический труд перестал удовлетворять учителей как раньше.
Нравственность же «как качество поведения человека в соответствии с морально - этическими нормами» осталась на прежнем уровне.
Другую, более низкую по иерархии группу ценностей у учителей составляют: «независимость» и «инициативность». Они принадлежат к наиболее приоритетным ценностям современного, постиндустриального общества, и характеризуют позицию личности: активную или пассивную, по отношению к жизни. Данные ценности практически не изменились за шесть лет, каждая из них возросла на один пункт: сейчас они занимают 10 и 11 место в иерархи ценностей, в 1998 г. 9 и 10 соответственно. Эти ценности, так же важны и в деятельности педагога. Такая низкая значимость данных ценностей более соответствует традиционному, индустриальному обществу. Поэтому данный факт может характеризовать нынешнее учительство как социальную группу не совсем способную к установлению собственных стандартов жизни, занятию активной позиции. Чему, возможно, способствует и само традиционное устройство сегодняшней школы, в которой нет достаточной базы для развития этих качеств у педагогов. Хотя тенденция к изменению ценностных ориентаций учителей в сторону постиндустриального общества намечается. Этот фактор может быть негативным и в том плане, что именно эти ценности важны при изменениях содержания образования. Следовательно, это может являться тормозящим фактором для намеченных реформ, изменения содержания образования.
Последнюю группу ценностей, фоновую, в иерархии ценностных ориентаций учителей г. Красноярска представляют «традиционность», «вера в Бога» и «авторитетность». Они являются «хвостом» ценностной структуры учителей, которые по Лапину Н.А. «составляют ценности, унаследованные от прошлых пластов культуры». [17, стр. 7] Они существенно не изменились за исследуемый период времени. Только «авторитетность» возросла на 8%, но так и осталась в этой группе ценностей. Это может быть связано с тем, что учителя по-новому стали рассматривать эту ценность – не как только негативное проявление, но и как позитивное, ведь оно включает в себя и «умение конкурировать и добиваться успеха».
Таким образом, мы видим, ценностные ориентации учителей г. Красноярска значительно не изменились за шесть лет и сочетают в себе ценности традиционного, индустриального и современного, постиндустриального обществ. Хотя тенденция к изменению ценностных ориентаций учителей в сторону постиндустриального общества намечается. И в частности, повышение значимости ценностей «свободы», «жизни», «независимость» дает возможность предположить, что данные изменения скорее всего связаны с широким использованием инновационных подходов, новых технологий в ряде общеобразовательных учреждений. Но данное утверждение требует дополнительных исследований.
Иерархия ценностей педагогов из общеобразовательных учреждений разного типа представлена в Приложении №4.
Рис.2.2.
Иерархии в данных типах общеобразовательных учреждениях сильно различаются. Ценность здоровья является приоритетной во всех общеобразовательных учреждениях.
Первостепенные ценности современного, постиндустриального общества «инициативность, предприимчивость», «независимость», «материальное благополучие» более высоко оцениваются учителями лицеев, в особенности лицея №8. Чуть менее значима «инициативность» и «материальное благополучие» у педагогов из общеобразовательных школ, но на много выше, чем у учителей из гимназий.
Статьи о педагогике:
Влияние субкультуры на социальное воспитание личности
Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация соц ...
Нормы речи
Грамматические нормы – это правила использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций. Раздел языкознания, который изучает слово как часть речи, называется морфологией. Морфология рассматривает основные типы словоизменения (склонение, спряжение), грамматические катег ...
Технология формирования социальной активности студента в воспитательной
системе вуза
В современном образовательном пространстве возникла необходимость в подготовке профессионально компетентных, социально активных и конкурентоспособных специалистов, готовых обеспечить обществу устойчивое, безопасное и успешное развитие, так как общество ставит перед человеком все более усложняющиеся ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования