Ценностные ориентации учителей г. Красноярска: исследовательский аспект
Резкое возрастание значимости «помощи другим» и «нравственности» (рис. 2.4), видимо следует рассматривать как помощь близким и родственникам, которая в более старшем возрасте становятся актуальными.
Рис. 2.4.
Не меняются с возрастом «независимость» и «инициативность», (см. рис. 2.5.) хотя по нашим предположениям значимость их у молодого поколения должна быть выше, чем у старшего. Поскольку низкий показатель этих ценностей у старшего поколения вполне закономерен из-за специфики нашего прошлого – инициатива и независимость не поощрялись, а вот у молодого поколения он является не вполне понятным. Возможно, это объясняется установлением жестких рамок самой школой, где учителю не дается места для свободы действий, поэтому инициатива, предприимчивость не поддерживаются.
Более высоко у молодого поколения, чем у старшего оцениваются «свобода» (рис. 2.5) и «отдых», что вполне соответствует этому возрасту и образу жизни, пропагандируемому средствами массовой информации.
Рис. №2.5.
«Любовь», «семья», «общение» и «материальное благополучие» меняют свои позиции в разных возрастных группах, поэтому обозначить четкую тенденцию не представляется возможным (см. рис. 2.6.). Данные ценности теряют свою значимость к 41-50 годам, которая возрастает в возрасте 51-60 лет. Далее их значимость, кроме «материального благополучия», вновь спускается на более низкие позиции. Для первых трех ценностей это объясняется следующим образом: в молодости происходит поиск второй половинки, создается семьи, человек реализует себя через близких людей; в 51-60 год человеку важно иметь тех, на кого можно опереться, положиться. Что касается «материального благополучия», то видимо эта ценность приобретает большое значение, тогда, когда материальный достаток учителей не высок, и естественно эта проблема обостряется и становится актуальной и важной. К 35-50 годам материальное положение учителя устойчивое и, как следствие, не такое актуальное. В результате мы можем обозначить обнаружение феномена: понижение материального достатка приводит к завышению ценности «материальное благополучие».
Рис. 2.6.
Выше обозначенное распределение ценностей, показывает не только возрастную специфику ценностных ориентаций учителей, но и показывает разницу в них, наложенную социально-экономическими изменениями, произошедшими в нашем обществе 10-15 лет назад. Так, достаточно эклектичны ценностные ориентации учителей до 40 лет, пережившим все потрясения перестройки, перевернувшим все жизненные устои, в возрасте, когда ценностное сознание еще не до конца сформировано. Наивысшая оценка ценности семьи, видимо, связана и с тем, что семья для них осталась единственной опорой, на которую можно положиться и довериться в эпоху социально-экономических потрясений.
Ценностные ориентации учителей после 41 года сформированы в эпоху советского времени и были уже достаточно зрелы и устойчивы, чтобы сохранить свои черты и в наше время. Так, ценности «нравственность», «ответственность», «законность», и познание нового» занимают более высокую позицию в иерархии ценностей, чем у педагогов в возрасте до 40 лет.
В тоже время, чем старше педагог, тем более ценным для него становятся профессиональные ценности, происходит переориентация интересов жизни на расширение кругозора, на познание нового и интересного; они стремятся больше помогать другим людям. Возможно, это обуславливается социальным положением педагогов: дети становятся старше, начинают самостоятельно жить; увеличивается свободное время, жизненный опыт позволяет переоценить свое место в жизни, заново найти себя. Как следствие, у старшего поколения так же имеется потенциал для трансформации своих ценностных ориентаций. Следует отметить, что данные изменения возможны только при наличии мобильности, стремления узнавать новое и менять себя.
В возрасте до 40 лет учителя в основном ориентированы на установление социальных контактов, на поддержание отношений, создание и забота о семье. Лишь в более старшем возрасте интерес к работе начинает увеличиваться.
Значимость ключевых в современном образовании ценностей как «инициативность, предприимчивость» и «независимость, способность быть индивидуальностью, жить по своим критериям» одинакова во всех возрастных группах, что свидетельствует об отсутствии достаточных механизмов поощрения, условий «необходимости» для развития этих качеств личности как в школах, так и в вузах (или же в школы идут именно те молодые педагоги, у которых эти качества не достаточно хорошо развиты и они не смогли более удачно устроиться в жизни).
Статьи о педагогике:
Память
Это запечатление, сохранение, последовательное распознавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Функция памяти – сохранность и использование в дальнейшем свой прошлый опыт. Память делится на виды: - по времени хранения информации: • сенсорная – обеспечивает удержание информации в течение очен ...
Развитие здорового школьника и осанки
Осанка в основном формируется в 6–7 лет, это связано с основными задачами предмета «Физическая культура» и проводится с учетом возрастных особенностей развития учащихся. Дети 6–9 лет находятся в периоде интенсивного биологического развития и активного освоения различных форм школьного труда. В связ ...
Анализ достигнутых результатов и методические рекомендации
На заключительном этапе опытно-исследовательской работы (на контрольном этапе) была проведена повторная проверка уровня развития диалогической речи на уроках английского языка у подгруппы 3 «Б» класса. Учащимся, как и на констатирующем этапе, было предложено пройти письменный тест, суть которого за ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования