Ценностные ориентации учителей г. Красноярска: исследовательский аспект
«Законность» и «свобода» более значимы для педагогов школ и лицеев, чем для педагогов из гимназий, которые более высоко оценивают «жизнь, как самоценность». Более подробный анализ показывает, что самую высокую оценку «жизнь» и «свобода» получили в лицее №8 и гимназии №7 (по 98%, и 92% и 89% соответственно).
Более значимыми для учителей из лицеев и общеобразовательных школ, чем для учителей из гимназий являются ценности «ответственность», «познание нового», «эстетические ценности», «отдых». При этом все данные ценности оцениваются выше педагогами лицея №8 и гимназии №7, по сравнению с другими общеобразовательными учреждениями.
Чуть более высоко педагогами лицеев и гимназий оценивается значимость «семьи», «любви», что означает более сильную ориентацию на проблемы и заботы своих близких. «Общение», «интересная работа» педагогами школ и гимназий оцениваются одинаково, но чуть ниже, чем педагогами лицеев. Но при более подробном анализе, оказывается, что интересная работа более ценна в лицее №8 и гимназии №7.
Ценности, приоритетные в традиционном обществе: «авторитетность», «традиционность», «нравственность» имеют большую значимость в школах. Более детальный анализ показывает, что все эти ценности наиболее высоко оцениваются педагогами школы №79 (36%, 50% и 97% соответственно).
Так же более выраженными в лицеях и общеобразовательных школах являются ценность «вера в Бога», значимость которой значительно выше у педагогов лицеев.
В целом, если сравнивать, выше указанные учебные учреждения между собой по показателям значимости ценностей, то система ценностных ориентаций наиболее приближена к ценностям современного, постиндустриального общества у педагогов лицея №8, затем следует гимназия №7.
Наиболее приоритетные в современном, постиндустриальном обществе ценности «инициативность» и «независимость» во всех общеобразовательных учреждениях занимают одинаково низкие позиции. Разницу значимости «инициативности» и «независимости» в исследуемых общеобразовательных учреждениях, видимо, дает большее количество молодых педагогов в лицеях и общеобразовательных школах.
Так же следует отметить следующий факт, неожиданно возникший во время исследования. В значимости ценности «интересная работа» не смогли определиться 7% учителей из школ, с ценностью «независимость» - 5%. (вообще не ответили на данные пункты, при наличии варианта ответа «затрудняюсь ответить», в норме это составляет 1-2% (пропустили по невнимательности). Видимо работа у учителей школ является каким-то травмирующим фактором, по поводу которого есть напряженность, и вследствие этого им сложно определиться в значимости ее для себя.
Как показало исследование, статус общеобразовательного учреждения влияет на ценностные ориентации учителей лишь частично. Данная гипотеза подтвердилась только для учителей, работающих в лицеях. В иерархии ценностей учителей обнаруживается эклектичность: верхнюю группу в иерархии ценностей педагогов всех общеобразовательных учреждений составляют ценности, приоритетные в индустриальном и постиндустриальном обществах. А так же выявилась, что не все ценности, приоритетные в постиндустриальном обществе, высоко оцениваются учителями гимназий и лицеев. Так часть таких ценностей («инициативность», «материальное благополучие», «свобода») имеют высокую значимость, а часть нет («независимость»).
Наряду с этим, более подробный анализ показывает, что из всех исследуемых общеобразовательных учреждений особо выделяются два, в которых иерархия ценностных ориентаций педагогов наиболее близка иерархии ценностей в постиндустриальном обществе. Видимо, это является результатом сложившейся инновационной деятельности в этих общеобразовательных учреждениях, что требует более глубоких дальнейших исследований. Что требует более глубоких дальнейших исследований.
Независимо от возраста базовые ценности «общение», «здоровье» и «семья» являются приоритетными, меняется лишь их позиция в иерархии ценностей. По сути, полученные данные отражают смену возрастных ценностных доминант на протяжении всей жизни учителя:
· самые молодые педагоги (до 30 лет) более ориентированы на межличностное общение, на семью, на установление социальных связей. У них важнейшей ценностью является «общение»; более 90% оценивается и «здоровье», «материальное благополучие», «жизнь», «семья» и «любовь». Ценности, важные для профессиональной деятельности учителя – «ответственность», «познание нового», «интересная работа», «независимость», «инициативность» уходят на второй план.
Статьи о педагогике:
Педагогические условия развития внимания первоклассников
Задачами данного параграфа являются: 1. Обосновать выбор педагогических условий, способствующих развитию внимания и наблюдательности первоклассников. 2. Описать критерии уровней сформулированности внимания у первоклассников. Мы утверждали, что проведение экскурсий во внеурочное время будет способст ...
Методический аспект организации внеклассной работы по русскому языку
Помимо общедидактических, внеклассная работа строится также на основе методических принципов, которые соответствуют этой форме учебной деятельности, позволяют организовать её в наиболее оптимальных вариантах, с наиболее оптимальными результатами. Методические принципы внеклассной работы по русскому ...
Оценка уровня физического развития школьников
5-х классов
Для оценки уровня физического здоровья и развития была использована комплексная программа (КП) экспресс - оценки уровня физического здоровья школьников. Комплексная программа включает в себя 5 морфофункциональных индексов (Кетле, Робинсона, Скибинского, Шеповаловой, Руфье), имеющих взаимосвязь с ур ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования