Пейзажная живопись как средство формирования словаря у детей с ОНР

Страница 5

К числу основных умений, которые формируются у детей во время работы с пейзажной живописью В.А. Грошенкова и Т.С. Шилова относят: развитие навыков творческой деятельности; речи: лексического и грамматического строя, связности; психических процессов: памяти, мышления, восприятия, воображения; мелкой моторики; навыков планирования, организации деятельности и контроля за ней.

Функции пейзажной живописи в педагогическом процессе.

Познавательная функция.

Знакомство детей с пейзажными произведениями не ограничивается только перечислением изображенных на картине людей, предметов, а, прежде всего, раскрывает значимость труда самого художника, своеобразие его мастерства, раскрывает, что побудило художника написать эту картину. При детальном рассматривании картины, анализе изображенного на ней детей учат устанавливать взаимосвязи содержании произведения: не только отвечать, что видит ребенок на полотне, но и уметь объяснить, почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использованы, чтобы раскрыть содержание задуманного.

Коммуникативная функция.

Особое место пейзажная живопись занимает в развитии речи. Ведь речь ребенка - показатель того, насколько он понял содержание произведения. Приобщая детей к пейзажной живописи, как виду искусства, опосредованно отражающему реальный мир, необходимо учитывать особенности развития словаря, связанной речи ребенка, чуткость к языковым явлениям и ориентировку на смысловую значимость языка. Дети шестого года жизни обращают внимание на смысловую сторону языка, поэтому у них происходит как бы спад выразительности речи. Речь, лишенная интонационной отзывчивости отражает познание им искусства лишь на уровне рационального, логического мышления. В самом произведении заложена тесная взаимосвязь рационального и эмоционально-насыщенного. Следовательно, и познание пейзажей должно осуществляться на основе единства эмоционального и рационального, что обусловливает речь ребенка.

На занятиях по изобразительному искусству широко используют средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей, вводя их в активный и пассивный словарь детей, а так же специфические изобразительные термины – холодный и теплый тон, светотени, краски яркие, сочные, размытые, прозрачные, насыщенные, цветовые пятна, гамма цветов; слова связанные с композиционным построением картины, - план картины, построение в круг, в треугольник, линия, движение. На занятиях оперируют изобразительными терминами, не вводя их в активный словарь детей: тепло-холодность, колорит, воздушность, композиция, равновесие, ритм и др.

Особое значение следует уделять развитию речи детей по таким направлениям: развитие лексического строя речи (обогащение, активизация, закрепление и уточнение слов); формирование грамматического строя речи; развитие связной речи.

С этой целью детям предлагаются вопросы, заставляющие их рассуждать, подбирать нужные слова и конструкции, выстраивать полный ответ. В этом им помогут стихотворение и картинка-образец. Примерные ответы на вопросы выстроены в зависимости от уровня речевого развития ребенка. Взрослому рекомендуется ориентироваться на них во время занятия: если ребенок отвечает на вопрос односложно, желательно прочитать ему развернутый вариант ответа. Отвечать на вопросы можно как в начале занятия, так и в процессе выполнения рисунка. В конечном итоге необходимо прийти к тому, чтобы ребенок научился сначала с помощью взрослого, а затем и самостоятельно составлять небольшой связный рассказ по рисунку.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи о педагогике:

Основные направления развития педагогической науки и ее взаимосвязи с практикой
Перестройка и обновление нашего общества затрагивают все об­ласти его материальной и духовной жизни. Не является исключени­ем и педагогическая наука. Ее общественное значение определяется тем реальным вкладом, который она может внести в решение про­блем реформы высшей и средней школы, в научно-мето ...

Основные требования к учителю, его функции и мастерство
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет ни любви к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам - он совершенн ...

Педагогические и возрастные предпосылки силовой подготовки школьников
В процессе развития организма детей и подростков происходит естественное увеличение мышечной силы. Причём абсолютная мышечная сила растёт непрерывно и относительно равномерно на протяжении всего школьного возраста. По данным же А.В. Коробкова, относительная мышечная сила у школьников увеличивается ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru