Методика констатирующего эксперимента
В результате анализа литературы было выявлено, что у детей с общим недоразвитием речи нарушено развития словаря: неточное употребление слов, нарушение понимание значения слов, нарушение лексической системности, дети испытывают затруднения при использовании абстрактной и обобщающей лексики. Для подтверждения этих данных нами было проведено экспериментальное исследование.
Цель констатирующего эксперимента – выявить уровень развития пассивного и активного словаря прилагательных у детей с ОНР.
В ходе работы решались следующие задачи:
1. Подобрать методику по определению уровня сформированности словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
2. Провести диагностику по определению уровня развития словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
3. Провести обработку и анализ полученных результатов.
База исследования – МБДОУ детский сад «Солнышко» г. Пыталово, группа для детей с нарушением речи. Эксперимент проводился в декабре 2012 года.
В эксперименте приняли участие две группы детей с ОНР по 6 человек в каждой.
Форма проведения эксперимента - индивидуальная
Для проведения эксперимента были выделены две группы испытуемых по 6 человек каждая.
При проведении методики констатирующего эксперимента были использованы следующие методы: словесная инструкция, наблюдение.
Этапы работы:
1. Обследование.
2. Анализ и обработка полученных данных.
Соблюдение требований при проведении методики:
· доступность, четкость инструкций;
· доступный темп предъявления заданий;
· единообразие условий проведения эксперимента для всех детей;
· соответствие заданий целям исследования.
Цель методики: исследование пассивного и активного словаря прилагательных.
Для исследования была разработана диагностическая методика на базе методики психолого-логопедического обследования речи Г.А. Волковой [66], которая наиболее информативно показывает уровень сформированности атрибутивной лексики у старших дошкольников с ОНР и исследования Н.А. Курочкиной.
Методика включает два раздела: 1 блок – исследование атрибутивного пассивного словаря, 2 блок – исследование активного атрибутивного словаря.
Блок I. Исследование пассивного словаря прилагательных.
Задание 1. Понимание антонимов - прилагательных.
Задача: выявить уровень сформированности пассивного словаря антонимов-прилагательных.
Речевой (наглядный) материал: предметные картинки (6 штук: ремень широкий и ремень узкий, книга толстая и книга тонкая, мяч большой и мяч маленький, забор высокий и забор низкий, шарф длинный и шарф короткий, стакан пустой и стакан полный).
Инструкция: «Покажи, где на картинке ремень широкий, а где узкий»
Где книга толстая, а где тонкая; где мяч большой, а где маленький; где забор высокий, а где низкий; где шарф длинный, а где короткий; где стакан полный, а где пустой.
Процедура выполнения: логопед называет признаки предмета, а ребенок показывает соответствие на картинке.
Критерии оценок: 6 проб. Максимальное количество балов – 12. 2 балла – правильное выполнение задания; 1 балл – затрудняется, поиск,
находит правильный ответ с помощью логопеда; 0 баллов – отказ или неправильный ответ.
Задание 2. Понимание формы предмета.
Задача: выявить уровень сформированности пассивного словаря антонимов-прилагательных.
Речевой (наглядный) материал: предметные картинки (4 штуки: стол круглый и стол квадратный, флажок треугольный и флажок прямоугольный, шар круглый и шар овальный, тарелка квадратная и тарелка круглая).
Инструкция: «Покажи, где круглый стол, а где квадратный»
Где треугольный флажок, а где прямоугольный; где круглый шар, а где овальный; где тарелка квадратная, а где круглая.
Процедура выполнения: ребенку предлагаются картинки, логопед называет формы предмета, ребенок показывает.
Критерии оценок: 4 пробы. Максимальное количество баллов – 8. 2 балла – правильное выполнение, помощь со стороны логопеда не оказывается; 1 балл – затрудняется, поиск, верный ответ с помощью логопеда; 0 баллов – отказ или далекая словесная замена.
Задание 3. Понимание цвета.
Задача: выявить уровень сформированности пассивного словаря антонимов-прилагательных.
Речевой (наглядный) материал: цветные картинки (11 штук: красный цвет, синий, зеленый, голубой, желтый, белый, черный, коричневый, сиреневый, оранжевый, лазурный).
Инструкция: «Покажи красный цвет»
Синий, зеленый, голубой, желтый, белый, черный, коричневый, сиреневый, оранжевый, лазурный.
Процедура выполнения: логопед предлагает ребенку показать картинку с заданным цветом.
Критерии оценок: 11 проб. Максимальное количество баллов - 22. 2 балла – правильное выполнение задания; 1 балл – затрудняется, поиск, правильный ответ с помощью логопеда; 0 баллов – отказ или неправильный ответ.
Статьи о педагогике:
Творчество и творческие способности
Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается "проблемой века". Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывало стремление создать "теорию творчества". Творчество трактуется как социальн ...
Исходные принципы методики обучения литературе в иностранной аудитории
Преподаватель, даже блестяще владеющий всеми аспектами, видами речевой деятельности, еще не учитель, если не умеет обучать, не владеет средством, позволяющим делать это. Таким средством служит для учителя методическая культура, которая является стержнем, на который «нанизывается» психологическая, п ...
Содержание патриотического воспитания старших дошкольников
Советский энциклопедический словарь дает понятие воспитания, как процесса целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле воспитание осуществляется в процессе организованной совмес ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования