Методика констатирующего эксперимента
Кирилл А. проявил интерес к заданиям, однако отмечались некоторые трудности при выполнении второго блока: в результате чего наблюдались длительные паузы при ответе; При выполнении всех заданий ребенок рассуждал, проводил аналогии, иногда неверные. Аграмматизмов не наблюдалось, помощь ребенку не оказывалась. Наибольшую трудность вызвало задание, направленное на исследование прилагательных синонимов (например, к слову «смелый» - близкое по значению назвал «сильный»). Так же сложным оказалось задание на употребление антонимов прилагательных (получил 9 баллов из 18), встречались смысловые ошибки: кислый – «вкусный», злой – «плохой, хороший», неточное употребление признаков: холодный – «жаркий». Ребенок не различает треугольную и прямоугольную, круглую и овальную формы, назвал овальную форму – «длинной». Не знает таких цветов, как: сиреневый, оранжевый, лазурный; а так же путает цвета и их характеристики: коричневый шоколад – «темный шоколад». Кирилл правильно показал виды пейзажной живописи, но назвать их самостоятельно (без помощи) не смог. Показал средний результат развития словаря (67 баллов).
Полина Н. с интересом отнеслась к заданию. В блоке обследования пассивного словаря наибольшие трудности наблюдались в различении цвета (не показала зеленый, голубой, желтый, коричневый, сиреневый, оранжевый и лазурный). Трудности в различении формы предметов: не показала треугольную и прямоугольную форму. Так же ребенок плохо различает величину предметов; с помощью называет виды пейзажной живописи. В блоке обследования активного словаря – трудными были задания на подбор антонимов прилагательных (ошибки: толстый – «большой»; в некоторых вариантах ребенок отказывался отвечать), называние цвета предмета (например: оранжевый апельсин – «красный апельсин») и геометрических фигур (ошибки: прямоугольной формы – «длинный», квадратной формы – «это кубик», овальной формы – «круглой»). Подбор синонимов оказался более сложным для ребенка (0 баллов), ошибки: радостный – «добрый», грустный – «плакса». Употребление видов пейзажной живописи (назвала только «морской пейзаж»). Наблюдались грамматические и смысловые ошибки. Показала низкий результат развития словаря (45 баллов).
Костя В. заинтересовался предложенными заданиями, но показал низкий результат. Затруднения наблюдались в обоих блоках, но лучше справился с разделом обследования пассивного словаря. Неустойчивое внимание, приводило к быстрой утере того, что нужно выполнить. Мальчик не знает и не показывает треугольную и прямоугольную формы; не называет овальную, треугольную и прямоугольную формы (прямоугольная форма – «квадратная»). Путает или не знает многие цвета: пассивный словарь – (на голубой показал синий цвет, на коричневый – черный, на сиреневый – лазурный, на оранжевый - красный); в блоке активного словаря – назвал голубой шар – синим, коричневый шоколад – черным, белого зайчика – светлым, т. е. ошибки обусловлены не только смешением цветов, но и смысловым несоответствием признаков (9 баллов из 20). Бедным оказался и словарь антонимов: ребенок не знает или не понимает некоторых признаков предметов (пустой или полный стакан; широкий - узкий). Самостоятельно не может подобрать слово – неприятель (сухой – «теплый», злой – «хороший», высокий – «невысокий», ленивый – «работный»). Трудным для ребенка оказалось задание на подбор слов – приятелей (синонимов), например, неточное употребление слова «жалкий», к слову грустный. Понимание видов пейзажной живописи: показал на сельский пейзаж – городской. Самостоятельно назвать сельский пейзаж не смог, городской пейзаж назвал – «городный». Итак, у ребенка наблюдаются смысловые ошибки, ошибки, связанные с недостаточным представлением о признаках предметов, в экспрессивной речи – аграмматизмы. Ребенок за всю методику получил 58 баллов, что свидетельствует о низком развитии словаря прилагательных.
Артем Д. намного лучше справился с заданиями на обследование пассивного словаря. Трудности обусловлены незнанием геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, овал), цвета предметов (сиреневый, лазурный, коричневый, путает зеленый и синий, синий и голубой, голубой – лазурный, лазурный – сиреневый). Смысловой ошибкой является обозначение предмета не цветом, как требуется в инструкции, а другой качественной характеристикой предмета ( желтый банан – «светлый», белый зайчик – «светлый», черные сапоги – «темные», коричневый шоколад – «темный»). Артем не показал сельский пейзаж блоке пассивного словаря и набрал за это задание 6 баллов из 8. В блоке активного словаря не назвал ни одного вида пейзажной живописи, называл лишь то, что изображено на картинке (лес, поле, океан). Отказался выполнять задание на подбор синонимов прилагательных (0 баллов за задание). Ошибки наблюдались и в задании на подбор антонимов прилагательных (холодный – «прохладный», злой – «хороший», тупой – «точный», высокий – «маленький»). Наблюдались аграмматизмы в речи. Можно отметить, что у ребенка неустойчивое внимание. Показал низкий результат – 48 баллов за все задания методики.
Статьи о педагогике:
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта
Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных в дефектологии. Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстояте ...
Речевая готовность детей к школьному обучению
В современной психологии и педагогике пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности» или «школьной зрелости». В решении вопросов готовности детей к школьному обучению существует два направления. Первый подход можно назвать педагогическим. Сторонники педагогического подхода оп ...
Организация совместной трудовой деятельности младших школьников
Трудовая деятельность младших школьников является одним из видов воспитывающей деятельности. Её целью является формирование отношения младших школьников к труду, творчеству, к науке, книге, учению. Трудовая деятельность требует интеллектуальных усилий, анализа, размышления. В ней развиваются мыслит ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования