Методика констатирующего эксперимента
Задание 4. Понимание видов пейзажной живописи.
Задача: выявить уровень сформированности пассивного словаря прилагательных, обозначающих виды пейзажной живописи.
Речевой (наглядный) материал: картинки (4 штуки: лесной пейзаж, сельский пейзаж, городской пейзаж, морской пейзаж).
Инструкция: «Покажи, где лесной пейзаж»
Сельский, городской, морской.
Процедура выполнения: ребенку предлагаются картинки, логопед называет вид пейзажа, ребенок показывает.
Критерии оценок: 4 пробы. Максимальное количество баллов – 8. 2 балла – правильное выполнение, помощь со стороны логопеда не оказывается; 1 балл – затрудняется, поиск, верный ответ с помощью логопеда; 0 баллов – отказ или далекая словесная замена.
Блок II. Исследование активного словаря прилагательных.
Задание 1. Исследование активного словаря антонимов-прилагательных
Задача: выявить уровень сформированности активного словаря антонимов-прилагательных.
Речевой (наглядный) материал: слова - прилагательные (9 штук: холодный, ленивый, твердый, сухой, кислый, злой, толстый, тупой, высокий).
Инструкция: «Скажи наоборот. Например: больной – здоровый»
Холодный - ., Ленивый - ., Твердый - …, Сухой - …, Кислый - …, Злой - ., Толстый - …, Тупой - …, Высокий - … .
Процедура выполнения: логопед предлагает ребенку подобрать слово, противоположное названному.
Критерии оценок: 9 проб. Максимальное количество баллов - 18. 2 балла – правильное выполнение; 1 балл – затрудняется, поиск, правильный ответ с помощью логопеда; 0 баллов – отказ или неправильный ответ.
Задание 2. Употребление прилагательных, обозначающих цвет.
Задача: выявить уровень сформированности активного словаря прилагательных, обозначающих цвет.
Речевой (наглядный) материал: предметные картинки (11 штук: цветок, помидор, кресло, яблоко, шар, банан, зайчик, сапоги, шоколад, апельсин, небо).
Инструкция: «Скажи, какого цвета эти предметы? Например: цветок сиреневый»
Помидор (красный), кресло (синее), яблоко (зеленое), шар (голубой), банан (желтый), зайчик (белый), сапоги (черные), шоколад (коричневый), апельсин (оранжевый), небо (лазурное).
Процедура выполнения: ребенку предлагаются предметные картинки. Логопед задает вопрос, ребенок отвечает.
Критерии оценок: 10 проб. Максимальное количество баллов – 20. 2 балла – правильное выполнение; 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда находит; 0 баллов – отказ или далекая словесная замена.
Задание 3. Употребление прилагательных, обозначающих форму.
Задача: выявить уровень сформированности активного словаря антонимов-прилагательных, обозначающих форму.
Речевой (наглядный) материал: формы геометрических фигур: треугольник, овал, квадрат, круг, прямоугольник.
Инструкция: «Скажи, какой формы эти предметы?»
Процедура выполнения: ребенку предлагаются предметные картинки. Логопед задает вопрос, а ребенок отвечает на него.
Критерии оценок: 5 проб. Максимальное количество баллов – 10. 2 балла – правильное выполнение; 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда называет правильно; 0 баллов – отказ или далекая словесная замена.
Задание 4. Употребление синонимов прилагательных.
Задача: выявить уровень сформированности активного словаря синонимов.
Речевой (наглядный) материал: слова – прилагательные (4 штуки: грустный, радостный, красивый, смелый).
Инструкция: «К словам, которые я назову, подбери слова – приятели. Например: если я скажу слово «огромный», то близкое ему слово можно назвать «большой»».
Грустный – (печальный), радостный – (веселый), красивый – (прекрасный), смелый – (отважный).
Процедура выполнения: логопед называет ребенку слова, а ребенок должен назвать слово, близкое по значению.
Критерии оценок: 4 пробы. Максимальное количество баллов – 8. 2 балла – правильное выполнение; 1 балл – затрудняется, поиск, правильное выполнение с помощью логопеда; 0 баллов – отказ или неправильный ответ.
Задание 5. Употребление в речи прилагательных, обозначающих виды пейзажа.
Задача: выявить уровень сформированности активного словаря прилагательных, обозначающих виды пейзажной живописи.
Речевой (наглядный) материал: картинки (4 штуки: лесной пейзаж, сельский пейзаж, городской пейзаж, морской пейзаж).
Инструкция: «Назови, какой это пейзаж»
Морской, сельский, городской, морской.
Процедура выполнения: логопед просит ребенка назвать вид пейзажа на картинке, ребенок называет.
Критерии оценок: 4 пробы. Максимальное количество баллов – 8. 2 балла – правильное выполнение задания; 1 балл – затрудняется, поиск, правильное выполнение с помощью логопеда: 0 баллов – отказ или неправильный ответ.
В результате выполнения всех заданий методики, испытуемый мог набрать наивысший балл – 114 баллов. 114 – 98 баллов, соответствует высокому уровню сформированности атрибутивного словаря; 97 – 83 балла – среднему уровню; 82 – 68 баллов, соответствует низкому уровню сформированности атрибутивного словаря ребенка.
Статьи о педагогике:
Развитие здорового школьника и осанки
Осанка в основном формируется в 6–7 лет, это связано с основными задачами предмета «Физическая культура» и проводится с учетом возрастных особенностей развития учащихся. Дети 6–9 лет находятся в периоде интенсивного биологического развития и активного освоения различных форм школьного труда. В связ ...
Анализ практики использования школьного сочинения как средства оценки
личности учителя
Для изучения оценочного аспекта отношения младших школьников к учителю мы изучили практику использования школьного сочинения как средства оценки личности учителя. Как оказалось, учителя редко обращаются к этому приему работы. Так, используется сочинение детей на тему «Моя учительница» и методику ко ...
Определение эффективности театрализованной игры как средства
эстетического воспитания дошкольников
Для определения эффективности театрализованной игры как средства эстетического воспитания дошкольников мы провели контрольный эксперимент. Для этого использовали беседу об эстетических представлениях (А.Д. Кошелевой). Результаты беседы представлены в таблице 4. Проанализировав ответы детей можно от ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования