Методика констатирующего эксперимента
Леша О. Быстро и правильно выполнил задания на обследование пассивного словаря прилагательных. При обследовании активного словаря темп значительно снизился. Ребенку оказывалась помощь, в виде наталкивающего вопроса или привлечением его внимания (повторном вопросе). Наиболее трудно ребенку было назвать виды пейзажной живописи – назвал только «морской» пейзаж (2 балла за задание) и подобрать синонимы (например, к слову «грустный», близкое по значению назвал «негрустный», или к слову «радостный» - синоним «хороший»). У Леши недостаточно сформированы представления о величине: затруднения проявлялись в неправильном определении величины предметов на картинках, а так же в неправильном подборе антонимов, например, к слову «толстый», мальчик назвал слово «худой», а к слову «высокий» - противоположное «маленький». В целом, Леша хорошо справился с заданием на умение подбирать антонимы к прилагательным (14 баллов), неплохо различает цвета (путает лазурный и голубой; не знает сиреневый и лазурный цвета). Хорошо различает формы предметов на картинках, но самостоятельно не может назвать треугольную и овальную формы. За все задания мальчик набрал 73 балла, что говорит о среднем уровне развития словаря.
Ульяна Т. с интересом отнеслась к заданию. Выполняла задания в среднем темпе, обдумывала ответы. Часто называла слово, а затем сразу же пыталась исправить его или переспрашивала у логопеда: правилен ли ее ответ. Наибольшие трудности были заметны в блоке обследования активного словаря, затруднения в различении форм геометрических фигур (овал – «длинный», прямоугольник «прямой», не знает треугольную форму), 4 балла за задание. Трудности в подборе синонимов (к слову «красивый» Уля назвала близкое по значению «очень красивый»). Ребенок путает или не знает некоторые цвета, так на голубой цвет показала лазурный, вместо сиреневого – оранжевый. В блоке на исследование активного словаря цветов, не назвала оранжевый цвет, лазурный, голубой, коричневый. В задании (4) на понимание видов пейзажной живописи, правильно показала картинки и набрала максимальное количество баллов (8 б.); а в задании 5 (активный словарь), сельский пейзаж назвала «деревенским», морской и лесной пейзаж назвала с помощью, а городской пейзаж не назвала совсем. За все задания методики девочка набрала 74 балла, что показывает средний уровень развития атрибутивного словаря.
Лера Л. хорошо справилась с заданиями и показала высокий уровень развития словаря. Задания выполняла быстро. Повторных инструкций не требовалось. Из трудностей, можно отметить, незнание некоторых форм геометрических фигур (прямоугольной формы, путает треугольник и прямоугольник). Так же девочка не знает некоторых оттенков цветов (коричневый, назвала с трудом, на лазурный цвет показала голубой, не знает сиреневый цвет). Лера хорошо знает и различает величину предметов, так за 1 задание набрала максимальное количество баллов – 12. В задании на исследование словаря антонимов допустила 1 ошибку: к слову «тупой», подобрала слово «нетупой». Хорошо справилась с заданием на понимание видов пейзажной живописи, правильно показав каждый из них, а вот в блоке обследования активного словаря, в задании на употребление видов пейзажной живописи допустила 1 ошибку, не назвав сельский пейзаж. Аграмматизмов, при ответах, не наблюдалось. Лера показала самый высокий результат среди группы 1 – 95 баллов.
Анализ диаграммы показал, что лучше всех в данной группе с заданием справился Глеб К. (78 баллов). Кирилл А. (67 баллов) показал средний уровень развития словаря. Дима Х (41 балл) – самый низкий результат, а так же Полина Н. (45 баллов), Костя В. (58 баллов) и Артем Д. (48 баллов) показали низкий уровень развития атрибутивного словаря.
Рис. 2. Состояние словаря у детей группы № 2 на констатирующем этапе эксперимента в баллах.
Качественный анализ ответов детей на констатирующем этапе эксперимента группы № 2.
Дима Х. без интереса отнесся к заданию. Вел себя не дисциплинированно – отказывался отвечать на вопросы. Можно отметить, что пассивный словарь развит значительно лучше, ребенок в этом блоке сотрудничал больше, показывал картинки, хотя, многие из них неправильно. Не знает многих цветов (не показал желтый, голубой, коричневый, сиреневый, оранжевый, лазурный; не назвал зеленый, голубой, желтый; вместо белого зайчика – «серый», оранжевый апельсин – «рыжий апельсин»), геометрических фигур (знает, показывает и называет только круглую фигуру), не сформированы понятия о величине (не показал длинный шарф и короткий, широкий ремень и узкий, а так же не подобрал правильно антоним к словам: толстый – «узкий», высокий – «маленький»). Труднее всего для ребенка оказалось задание на употребление синонимов прилагательных (0 баллов), отказывался от задания словом: «не знаю», к слову красивый – близкое слово назвал «хороший». Дима назвал только морской пейзаж в 5 задании, ошибкой в этом задании было обозначение сельского пейзажа – «деревенским», хотя в блоке на выявление пассивного словаря не назвал только лесной пейзаж. Итак, во многих заданиях выявлены такие ошибки как: смысловые замены, замены сходных по значению слов, смешение и неточная дифференцировка признаков предметов. Мальчик показал самый низкий результат среди обследуемых.
Статьи о педагогике:
Общая методика повышения предметной мотивации
Эффективное формирование предметной мотивации школьников было осуществлено в рамках специального организованного обучения математике, удовлетворяющего следующим требованиям: – Цели и содержание обучения соответствуют требованиям программы по математике; – Использованные методы обучения соответствую ...
Формирование нравственности учащихся
Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы. Мораль как регулятор поведения личности. В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и л ...
Мышление
Это процесс обобщённого и опосредованного отражения действительности в её существенных связях и отношениях. Или отражение связи между предметами и явлениями. При помощи мышления, человек способен познать то, что не дано непосредственно в восприятии. Операции мышления: 1. Анализ – расчленения сложно ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования