Характеристика психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателя инклюзивной группы на 1 этапе
Сопровождение со стороны учителя - логопеда на этом этапе состояло в том, что проводилась диагностика развития речевой сферы у детей с ОВЗ, намечался план групповой и индивидуальной коррекционной работы. Логопед составлял речевые карты, характеристики детям с ОВЗ к проведению ПМПк и ПМПК, принимал участие в организации психолого-педагогических консилиумов, направлении детей с ОВЗ на психолого-медико-педагогическую комиссию. Были проведено консультирование родителей и специалистов.
Давал первичные рекомендации воспитателям по составлению по разработке индивидуальной программы развития, консультации о возможности предоставления посильной помощи логопеду с их стороны по исправлению речевых нарушений, давались рекомендации по проведению настольно - дидактических и речевых игр, давались рекомендации родителям по оформлению речевого уголка в домашних условиях.
Сопровождение со стороны детского врача, на этом этапе состояло в том, что с воспитателями проводились индивидуальные ознакомительные беседы по поставленным детям диагнозам, возможным проблемным ситуациям, касающимся здоровья, консультации по оказанию возможной первой доврачебной помощи ребёнку в случае необходимости, давались рекомендации по составлению списка рекомендуемых физкультурно-оздоровительных упражнений, малоподвижных игр. Врач параллельно выявлял семьи, где есть дети с ОВЗ, изучал их спрос на образовательные услуги детского сада.
Корректировка имеющих положений о распределении стимулирующего фонда с учётом дополнительной моральной нагрузке воспитателя инклюзивной группы.
Сопровождение было также направлено на управленческое консультирование: чёткое распределение функциональных обязанностей между специалистами сопровождения, целеполагание, анализ на входе, педагогические технологии, организация нового, экспертный контроль.
Сопровождение со стороны социального педагога заключалось в выявлении и подборе детей, имеющих ОВЗ, дошкольного возраста, работе с их родителями по пропаганде положительных сторон обучения и воспитания ребёнка с ОВЗ в условиях детского сада, сборе общих сведений о детях с ОВЗ ( фамилия, имя, отчество, дата рождения, диагнозе,общие сведения о родителях, адресе проживания, предварительном составлении социологического паспорта семьи). Проводилось консультирование воспитателей по общим вопросам специальной педагогики.
Результатом психолого-педагогического сопровождения деятельности на этом этапе явилось успешное вхождение воспитателя в инклюзивное образовательное пространство, безболезненное включение в новую профессиональную среду, лёгкая адаптация к новым обязанностям, получение первого багажа психолого-педагогических знаний, умений, навыков работы с детьми с ОВЗ, соответствующих требованиям этапа адаптации, получение необходимого пакета нормативно - правовых документов.
Воспитатель учился эффективно проводить занятия с детьми здоровыми и детьми с ОВЗ, на основе репродукции ранее полученного положительного опыта, стал владеть достаточно широким спектром вопросов в области инклюзивного образования, мог наладить успешное сотрудничество с детьми и их родителями.
Трудности заключались в недостатке специалистов сопровождения состоящих в штате ДОУ. Этот недостаток мы компенсировали заключением договоров о сотрудничестве.
Основными мотивами его деятельности являлись мотивы на взаимодействие и долженствования.
Рассмотрим содержание деятельности субъектов сопровождении на этом этапе:
Содержание психолого-педагогическое сопровождения на 1 этапе.
Таблица 1
1 этап методы |
Содержание |
Ответственные сопровождающие |
Аналитический Аналитический Аналитический Аналитический Словесно-наглядный Словесные Аналитический Аналитический Генерирование идей Словесно- наглядный Словесный Словесный Аналитические Выявление мнений Генерирование идей Практический |
1. Выявление противоречия, проблемы, средства, методов исследования. 2. Изучение психолого-педагогической и методической литературы, выделение гипотезы 3. «Изучение спроса на услуги ДОУ семей с детьми с ОВЗ»; 4.Анализ педагогического, психологического, мотивационного уровня воспитателя: - выявлены факторы, стимулирующие и препятствующие развитию педагогов методом анкетирования из программы, разработанной Н.В. Немовой; - дана оценка профессиональной деятельности воспитателя инклюзивной группы глазами родителей. Сделана выборка из Анкеты для родителей, Составленных Центром мониторинга состояния региональной системы образования КРИПК и ПРО; -проведён самоанализ деятельности воспитателя через тестирование: « Какой Ваш творческий потенциал? », анкетирование родителей; - проведён самоанализ « На каком уровне вы находитесь как воспитатель? » ( Из методического пособия « ДОУ. Диагностическая и методическая работа» под ред. к.п.н. Никишиной И.В. Экзамен « Срезовый контроль знаний по теории и методикам дошкольного образования» (по тех. Н.А. Эверт) 5. Составление паспорта семьи. 6. Разработка нормативной базы для открытия ГКП, инклюзивной группы: положение о ГКП (на дому), разработаны должностные обязанности воспитателя и специалистов сопровождения 7.Наблюдения, беседы с детьми с ОВЗ; составление индивидуальных адаптированных программ; календарно- тематическое планирование; 8. Работа консультационного пункта 9. Диагностика развития речевой сферы у детей с ОВЗ, составление речевых карт. 10.Подготовка документов и проведение ПМПк в ДОУ, ПМПК в г. Кемерово. 11. Проблемный семинар «Знакомство с методом мозговой атаки» 12.Рекомендации: «Настольно - дидактические и речевые игры для совместных игр детей», -родителям по оформлению речевого уголка в домашних условиях, - по составлению физкультурно-оздоровительных упражнений, малоподвижных игр для детей с ОВЗ; 13.Составление плана групповой и индивидуальной коррекционной работы. 14.Консультации для родителей и специалистов об особенностях речевого развития детей, имеющих ОВЗ. 15.Управленческое консультирование « контроль за ведением документации»; 16.Работа творческих групп, проведение дискуссий 17.Изучение и обобщение педагогического опыта 18.«Минутки релаксации» 19.Анализ проблемных педагогических ситуаций 20.Выступление в СМИ, в интернете 21.Заседание школы дошкольных наук; ( приложение 13) 22.Деловые игры 23.Семинары - практикумы |
Заведующая Старший воспитатель Психолог, воспитатели Социальный педагог, врач Психолог, воспитатели инклюзивных групп Психолог, воспитатели инклюзивных групп Психолог, воспитатели инклюзивных групп Заведующая ДОУ, воспитатели инклюзивных групп старший воспитатель психолог Психолог, воспитатель инклюзивных групп группы Заведующая ДОУ Старший воспитатель Учитель логопед, воспитатели инклюзивных групп Психолог, старший воспитатели инклюзивных групп, воспитатели инклюзивных групп Учитель логопед, воспитатели инклюзивных групп Учитель - логопед, воспитатели инклюзивных групп Старший воспитатель воспитатели Заведующая ДОУ Врач детский Старший воспитатель Психолог Старший воспитатель Заведующая ДОУ Старший воспитатель Психолог Психолог Старший воспитатель Психолог Психолог Заведующая ДОУ |
Статьи о педагогике:
Организация детского производительного труда в колонии имени А.М. Горького
В самом начале организации трудовой жизни в колонии имени А.М. Горького Макаренко исходил из того, что труд сам по себе не может служить средством воспитательного воздействия на детей; он видел, что большинство воспитанников не питало отвращения к труду, что многие из них умели живо и весело работа ...
Сущность "гайденс" - эксперимента на базе
культурного центра
"Ковчег" заключалась в следующем: I этап, инвентаризационный. На заседании координационного совета ГКЦ "Ковчег" была произведена оценка имеющихся человеческих, материальных, методико-дидактических и иных ресурсов, разработана концепция социализации личности посредством развития ...
Образование как процесс
Образование как процесс - это движение от целей к результату, процесс субъектно-субъектного взаимодействия педагогов с воспитанниками, когда воспитанники в процессе обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития превращается в активного субъекта педагогического взаимодейств ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования