Методы исследования профессионального самоопределения
1. Методы, подчиненные организации и планированию исследования, он назвал организационными. К ним Б.Г. Ананьев отнес сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы. Их действенность определяется конечными результатами исследования в виде концепций, новых средств обучения, управления, диагностики и т.д.
2. Ко второй группе Б.Г. Ананьев отнес эмпирические способы получения научных данных, накопления фактов. В эту группу он включил следующие методы: обсервационные (наблюдение и самонаблюдение); экспериментальные (лабораторный; полевой, или естественный; формирующий, или психолого-педагогический, эксперименты); психодиагностические (тесты, анкеты, интервью и беседы); праксиметрические (изучение продуктов деятельности, хронометрию, профессиографию, оценку работы и т. д.); методы моделирования (математическое, кибернетическое моделирование и т. д.); биографические (анализ фактов, дат, событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и т.д.).
3. Третью группу методов, по классификации Б.Г. Ананьева, составляют приемы обработки данных. К ним относятся количественный (математико-статистический) анализ и качественный метод (дифференциация материала по типам, группам, вариантам).
4. В четвертую группу включены интерпретационные методы: генетические и структурные (психография, составление психологических профилей, классификация).
Л.А. Карпенко выделяет следующие группы методов психологии:
1. Субъективные методы, к которым отнесено самонаблюдение (интерпритация и ретроспекция);
2. Объективные методы. К ним отнесены разные виды; эксперименты:
- лабораторный, эксперементально-генетический (метод поперечных срезов, лонгитюдное исследование и формирующий эксперимент);
- экспериментально-патологический метод, или метод синдромного анализа;
- тестирование. В эту же группу включены методы опроса (интервью, опросники-анкеты, личностные опросники, проективные методы и метод отраженной субъектности).
Предложенная группировка методов исследования включает почти все используемые в психологии методы. При их характеристике указываются ученые, которые впервые применили эти методы. Обращается внимание на область применения методов.
Ж. Годфруа в своем учебнике по общей психологии научные методы делит на две большие группы: описательные и экспериментальные. К описательным он относит наблюдение, анкеты, тесты и методы статистической обработки. Группировка экспериментальных методов не приведена.
В атласе по психологии, изданном в Германии, методы группируют по основаниям систематического наблюдения, постановки вопросов и опыта (экспериментирования); соответственно выделяют три следующие группы методов:
1. Обсервационные: измерение, включенное наблюдение, групповое наблюдение и супервизорство;
2. Опросные: беседа, описания, интервью, стандартизованный опрос, демоскопия и коакцион;
3. экспериментальные: тестирование; поисковый или пилоточный, эксперимент; квазиэксперимент; проверочный эксперимент; полевой эксперимент.
А.Б. Орлов, анализируя методы возрастной и педагогической психологии, в качестве основания классификации исследовательских методов предлагает избрать главную задачу, которую ставит перед собой ученый. Эти задачи могут иметь четыре формы, или разновидности: описать, измерить, объяснить и сформировать психическое образование (явление, процесс, механизм и т.п.). В соответствии с исследовательскими задачами А.Б. Орлов предлагает четыре класса методов: не экспериментальные (клинические), диагностические, экспериментальные и формирующие.
Аналогичный подход к группировке методов психологии наблюдается в прикладной психологии труда, промышленной и организационно психологии в Германии. Методы группируются в зависимости от следующих исследовательских задач: описания, объяснения, прогнозирования и контроля.
Этот подход представляется продуктивным для решения проблемы группировки исследовательских методов прикладных отраслей психологии, одной из которых является психология профессий.
Первая – описание профессионального становления личности, психологических особенностей этого сложного, подчас драматического процесса. Для исследования этого процесса оправданно применение лонгитюдного метода, опросных методов (анкетирования, интервью), психобиография, методы критических событий. Эти методы могут быть отнесены к генетическим.
Статьи о педагогике:
Содержание образования как средство развития мотивации
В соответствии с тематикой моего исследования обратимся к рассмотрению двух основных категорий дидактики процесса обучения и его основных компонентов, из которых наибольший интерес для нас представляет содержание образования
. Понятие процесса обучения исследовалось такими учеными как: Бабанский Ю. ...
Психические процессы. Ощущения
Ощущение – это простейшая форма психического отражения, обеспечивающая познание отдельных свойств, предметов и явлений (свойственно и человеку и животному, находится на сенсорной стадии развития организма). Функция ощущения – это своевременно и быстро доводить до ЦНС сведения о состоянии внешней и ...
Развитие быстроты
Воспитание быстроты двигательной реакции. Для воспитания быстроты простой реакции рекомендуется повторно выполнять ответные действия на заранее обусловленный и внезапный сигнал (по свистку принять определенную позу, начать движение, остановиться, изменить направление движения и т. п.). Уход со стар ...