Методы исследования профессионального самоопределения

Страница 5

Вторая задача – психологическая характеристика профессий. Исследование психологического содержания профессии возможно путем изучения продуктов деятельности, трудового метода, анализ документов, наблюдаемого опроса, профессиографии. Эта группа методов относится к праксиметрическим.

Третья задача – измерение профессионально значимых показателей, признаков деятельности и личности. Решению этой исследовательской задачи служат тесты специальных способностей, тесты достижений и обучаемости. Широко применяются также разного рода опросники профессиональных интересов, ценностных ориентаций и профессиональных установок. Эта группа методов относится к классу психометрических.

Четвертая исследовательская задача – объяснение особенностей, закономерностей и механизмов профессионального становления. Основными методами решения этой задачи являются экспериментальные: лабораторный, моделирующий и естественный (полевой) эксперименты.

Пятая группа методов направлена на количественную обработку исследовательских данных. К ним относятся методы математической обработки: дисперсионный, корреляционный, факторный анализ и т.д.

Таблица 1. Методы исследования

Задача исследования

Группа методов исследования

Конкретные методы исследования

Описание профессионального становления личности

Генетические методы

Лонгитюдный метод, биографический метод, каузометрия, психобио графия, метод анамнеза

Характеристика профессий

Праксиметрические методы

Анализ заданий, изучение документации, трудовой метод, наблюдаемый опрос

Измерение профессионально значимых признаков

Психометрические методы

Тесты специальных способностей, тесты достижений, опросники интересов, диагностика обучаемости

Объеснение профессионального становления личности

Экспериментальные методы

Естественный, лабораторный, моделирующий формирующий эксперименты

Обработка методов исследования

Методы математической обработки

Дисперсионный, корреляционный, факторный анализ

Генетические методы направлены на исследование измерений профессионального развития личности в течение длительного времени. В профпсихологии оправданно использование лонгитюдного метода, метода психобиографии, монографического описания профессионального становления конкретного индивида.

Использование в профессиональном консультировании методик, направленных на выявление самосознания и самооценки человека, дает диагностический эффект.

I. В практике профессионального консультирования применяется, например, методика И. Кона описания себя: «Кто я есть» и «Я через 5 лет». (Инструкция: «Напишите сочинение на тему «Кто я есть» и на тему «Я через 5 лет»). Эта методика позволяет, прежде всего, выявить содержательные компоненты самосознания, наиболее актуальные его параметры. Самоописание позволяет определить:

1. Социально-ролевую самоидентичность (к какой общности человек себя относит в настоящий момент, к какой он хотел бы себя отнести, с кем он себя идентифицирует);

2. Ориентацию человека на свои специфические признаки и качества, которые отличают его от других и по которым он сравнивает себя с другими;

3. Способность делать прогнозы в отношении себя, место профессии в общем жизненном контексте человека.

У молодых людей, обеспокоенных своим профессиональным будущим, стремящихся учиться в профессиональном учебном заведении или получить профессию в процессе работы, наблюдается опережающее развитие в оценке своих личностных качеств по сравнению с оценкой своих профессиональных качеств. Учащиеся лучше представляют себя как личность вообще, то есть в совокупности моральных, физических, интеллектуальных качеств, своих интересов и склонностей, но в меньшей степени имеют представления о своем профессиональном «Я».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Статьи о педагогике:

Творческие способности: сущность, структура и основные характеристики
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Развитие творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. В сознании творческие спосо ...

Приёмы развития мотивации к изучению иностранного языка на средней ступени обучения
Овладение иностранным языком в школе предполагает интенсивную активность обучаемого. Одним из факторов обеспечения работоспособности ученика является соответствующая мотивация. Среди аспектов, повышающих уровень мотивации, следует выделить, прежде всего, постоянно поддерживаемый интерес учащихся к ...

Детский производительный труд в мастерских коммуны имени Ф. Э. Дзержинского
В период с 1927 по 1929 год в коммуне имени Дзержинского существовали учебные мастерские: слесарно-механическая, деревообделочная, швейная и сапожная. Кроме того, была организована кузница. Задача учебных мастерских заключалась в том, чтобы приобщить воспитанников, бывших беспризорных детей, к труд ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru