Анализ программы развития коммуникативных способностей младших школьников на уроке риторики
Второй блок - «Речевые жанры» - дает сведения о:
- тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
- типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
- речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определенной коммуникативной направленности .
В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д. Изучение этих моделей речевых жанров, а затем и реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) дает возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников .
Обучение риторике должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. А преподавание риторики должно основываться на деятельностном подходе, как основном способе получения знаний и развития коммуникативных способностей, т.е. школьники, анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
Для реализации задач обучения риторике были изданы учебные пособия «Детская риторика» для начальной школы, методические рекомендации для учителей (под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.А. Ладыженской). Эти учебные пособия (для 1, 2, 3, 4-го классов) активно используются учителями с 1992 г. И получили гриф «Рекомендовано» Министерства образования РФ. Они являются необходимым компонентом средств обучения риторике .
Итак, рассмотрев программу развития коммуникативных способностей младших школьников на уроке риторики, мы отметили, что этот предмет способствует развитию у учащихся умений и навыков построения связных высказываний, формирования культуры личности, как общей, так и частной. А также выявили, что риторика способствуют развитию коммуникативных способностей.
1) выполнив задачу нашей научной работы, мы составили психолого-педагогическую диагностику уровня развития коммуникативных способностей младших школьников, включающую методики В.В. Синяковского и В.А. Федоршина, В.А. Овчаровой, а также методики «КОС-1» и «КОС-2». Эти методики направлены на выявление коммуникативных способностей: умение быстро и четко устанавливать деловые и товарищеские отношения с людьми, стремление расширять контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и др
2) проанализировав программу развития коммуникативных способностей младших школьников на уроке риторики, мы выявили, что эта программа дает возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения и с особенностями коммуникации в современном мире.
3) основными приемами развития коммуникативных способностей на уроке риторики являются риторические анализы, риторические задачи и риторические игры. Но помимо этого применяются еще и сквозные виды работ, которые, способствуют развитию коммуникативных способностей.
Статьи о педагогике:
Внедрение
инновационных технологий в практику школ
Становление и развитие новых социально-экономических и политических отношений в украинском обществе обусловили необходимость пересмотра требований к организации учебного процесса в школе. Важнейшим заданием системы образования сегодня является создание самых благоприятных условий для развития высок ...
Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию
культуры речи у первоклассников на уроках обучения грамоте
Основываясь на результатах опытно-экспериментального исследования, выявляем, что необходима коррекция в методах, формах воспитательных работ. Для этого создаем улучшенные условия в ЭК: уделяем больше внимания составлению схем слов, подбору однокоренных слов, пересказу текста, выражению мыслей. Соде ...
Контроль знаний по
информатике и икт
Контроль является одной из основных составляющих учебного процесса, и от его правильной организации на всех этапах обучения в конечном итоге зависит качество знаний учащихся. В свою очередь составляющими контроля являются: проверка результатов обучения (правильно или неправильно) и их измерение (в ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования