Постоянные формы внеклассной работы по литературному краеведению

Перспективы образования » Формы внеклассной работы по литературному краеведению » Постоянные формы внеклассной работы по литературному краеведению

Страница 8

7. Каких стихов вам не хватает? Какие вы хотели бы прочесть?

8. Нужны ли вам стихи? Зачем?

9. Где вы берете стихи? В книгах, в журналах, у друзей? Слушаете ли по радио или на эстраде?

10. В каких условиях вы любите читать стихи (наедине, в кол­лективе)?

11. Что вы любите больше: читать или слушать стихи?

12. Как вы провели День поэзии? Что вам запомнилось в сборнике и из событий этого дня?

Ответы были самые разные: и обстоятельные, свидетельствую­щие об эрудиции и вкусе, и восторженные, о вкусе не сви­детельствующие, и краткие, и просто с прочерками вместо отве­тов. Выяснилось, что интерес к поэзии есть, но далеко не у всех и не всегда обогащающий душу: у многих интерес к поэзии носил характер модного увлечения. Диспут был нужен, и теперь уже непосредственно для него был выработан вопросник, вывешенный в вестибюле школы:

1. Что ты ищешь в поэзии?

2. Достаточно ли тебе Пушкина и Маяковского и почему?' Нужен ли тебе поэт—твой современник и почему?

3. На кого из нынешних поэтов ты возлагаешь большие надежды и почему?

4. Можно ли считать поэзию «учебником жизни»? А может, она задачник;

На диспут можно пригласить поэтов Адыгеи. В частности, недавно вышел сборник стихотворений молодого поэта и писателя Олега Селедцова, который закончил наш Вуз и сейчас является членом Союза писателей. Он кстати может быть интересным собеседником.

Диспут является высокоэффективной формой приобщения уча­щихся к литературе, к искусству, потому что, участвуя в диспуте, учащиеся наиболее активны, острота вопросов и мнений, борьба этих мнений разжигают их интерес и стимулируют вдумчивое отношение к литературе. Однако это очень трудоемкое и ответ­ственное мероприятие. Оно требует от устроителей и ведущих до­статочно широких и глубоких литературных знаний. Особенно подробно надо знать ту область литературы, которая подвер­гается обсуждению. Мало этого. Необходимо выработать свою принципиальную позицию и четко представлять, четко сформу­лировать ее для себя, подобрать примеры. Потому что взрослый (учитель или гость) на диспуте—не наблюдатель, а активный участник, задача которого состоит не только в том, чтобы обеспе­чить спор, но и в том, чтобы в борьбе субъективных мнений найти объективно правильное зерно, развить его и убедить в своей правоте всех участников диспута. Причем делать это надо не без­апелляционно-бездоказательно, а разъяснять, убеждать, старать­ся привести учащихся самих к нужному выводу.

Мы охарактеризовали несколько форм клубной работы по­следовательно, по восходящей линии, в зависимости от того, насколько активны бывают в них учащиеся.

Таким образом, клубная работа проводится разнообразно и це­ленаправленно. Формы ее порознь применяются повсюду, клуб их систематизирует, объединяет, концентрирует таким обра­зом, чтобы их сочетание способствовало их взаимодействию. С раз­ных сторон и разными средствами они как бы бьют в одну точку, дополняя и обобщая друг друга. Бывает, что отдельные элементы одной формы проявляются в другой (скажем, элементы диспута на литературном вечере, на просмотре кинофильма или спектакля и т. п.). Мы рассматриваем это как естественный процесс и не бо­ремся за проведение их в чистом виде. Очевидно, органичное взаимопроникновение элементов только усиливает их литературно-образовательное воздействие на учащихся.

«Начитанность современного ребенка,— отмечает М. А. Рыбни­кова,— измеряется не количеством книг, которые он прочитал, а сочетанием всякого рода очень разнообразных воздействий»

Перечисленные формы, разумеется, не могут быть ограничены рамками диапазона клубной работы, нашедшего применение в на­шей школе. Этот диапазон может быть раздвинут, «ассортимент» форм клубной работы практически неисчерпаем. Многое зависит от конкретных условий города или села, наличия нужных людей, их характера, склонностей, эрудиции и желания вложить душу в музей-клуб. Особой формой клубной работы является органи­зация детского литературного творчества.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что постоянная литературно-краеведческая работа в основном проводится в литературных объединениях школьников. Это литературные кружки и клубы.

Кружок литературных краеведов объединяет уча­щихся средних или старших классов, интересующихся жизнью родного края, его природой, бытом, историей и культурой. Участие в занятиях кружка дает возмож­ность школьникам проявить себя в роли собирателей и исследователей литературы родных мест, готовит рев­ностных пропагандистов художественного слова, помо­гает развитию творческих способностей молодежи.

Работа литературно-краеведческого кружка,

«I) Углубить и укрепить знания по литературе, по­лученные на классных занятиях;

2) применять эти знания к изучению литературной жизни местного края;

3) понять органическую взаимозависимость местной и общенациональной литературы;

4) развить умение связывать изученную в классе литературу прошлого с жизнью своей родины в настоящем;

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Статьи о педагогике:

Особенности обучения иностранному языку на начальном этапе обучения
Младший школьный возраст (7-11 лет) является наиболее благоприятным для овладения иностранным языком. Пластичность природного механизма усвоения языка, имитационные способности, природная любознательность и пытливость, яркость воображения, потребность в познании нового, отсутствие так называемого & ...

Диагностика нравственной культуры подростков
Для формирования нравственной культуры подростков, прежде всего необходимо подробно изучить и уметь использовать в работе диагностические методы исследования воспитанности школьника. При решении различных педагогических задач педагог опирается не только на теоретические знания, но и реальные факты, ...

Средства и методы обучения старшего дошкольника измерению величины
Исходя из особенностей детских представлений о величине предметов, педагогическая работа строится в определенной последовательности. Тарунтаева Т.В. отмечает, что в начале формируется представление о величине как пространственном признаке предмета. Детей учат выделять данный признак наряду с другим ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru