Постоянные формы внеклассной работы по литературному краеведению
На практике все эти вида литературного краеведения взаимопроникающи, и очень редко учащиеся отправляются в путь, ставя перед собой только одну из указанных задач. Но в любой литературной экспедиции, как мы называем эти поездки, какая-нибудь задача все же является главной, определяющей, остальные решаются попутно.
Пример работы одного из литературных клубов. Ребята решили провести краеведческую работу по творческим местам В.В. Маяковского. Они посетили дом-музей в селе Маяковски, где встречались с Н. К. Кучухидзе и литературоведом Г. В. Бебутовым В музее рассматривали фотографии, предметы быта в доме Маяковских, виды Багдади, Кутаиси, обложки тетрадей Маяковского-гимназиста, табели его оценок, копии документов, групповые фотографии гимназистов и преподавателей. Учащиеся привезли образцы старой грузинской посуды, подобной той, какая была в семье Маяковских. Они разыскали товарища Маяковского по гимназии и записали его воспоминания.
В селе Маяковски наши учащиеся были гостями местных школьников, ребята подружились, был устроен совместный вечер, где наши и грузинские дети читали стихи любимого поэта.
Несколько иной характер носили экспедиции в Ленинград, Ярославль, Калинин, Тулу, Ростов, Одессу, Смоленск, Минск. Основная цель была — собрать материалы о пребывании Маяковского в этих местах. Это выполнялось в первую очередь. И порой приводило к неожиданному и очень важному результату, как это было, например, во время литературной экспедиции в Одессу. Ребята вместе с учительницей Мариной Анатольевной Селезневой обнаружили, что в «Литературной хронике» В. А. Катаняна не указано выступление Маяковского 20 января 1914 года в литературно-артистическом клубе. И еще одну поправку они внесли: 22 февраля 1924 года Маяковский выступал не в театре имени Луначарского, а в театре имени Т. Г. Шевченко. Поправки были учтены при переиздании книги В. А. Катаняна, и в специальном примечании редактор А. Парнис поблагодарил «активистов клуба при школе им. В. В. Маяковского № 79 Москвы».
Одновременно с исследовательской в литературных экспедициях ставилась и цель экскурсионная, но связанная с литературой, с ее памятными местами, мимо которых, находясь на месте, пройти было бы просто грешно. Поэтому, будучи В.Ленинграде, учащиеся побывали на Мойке, в музее-квартире Пушкина, и на Литейном проспекте у Некрасова (в здании «Современника»), и на Волковом кладбище, и в местах, связанных с Достоевским. Были в Ярославле— съездили и в Карабиху, в Калинине—в Берново, в Туле—в Ясную Поляну. Это не отступление от Маяковского, а счастливая возможность увидеть дорогие каждому человеку места, не говоря уже о том неоценимом образовательно-воспитательном значении, которое имеют эти экскурсии.
Поездки на слеты и конференции также носили определенный экскурсионный характер. Например, поездка на слет литературных краеведов в Пушкинские Горы. Там учащиеся рассказывали о своем клубе, о работе в нем, экспонировали передвижную выставку, выступали с художественным чтением, они достойно представляли свою школу, но эта поездка была для них и наградой: они побывали у Пушкина.
Поездка на слет в Архангельск дала учащимся возможность оказаться на борту газотурбохода «Теодор Нетте». Еще ездили на слет в Бердянск, где приобрели много друзей-маяковцев (но специально литературных экскурсий там, к сожалению, не было).
Говоря о литературно-краеведческой работе школьного клуба, мы до сих пор отмечали только поездки, экспедиции. Однако литературное краеведение включает в себя также исследование пребывания писателя, его творческой жизни непосредственно в том городе или селе, где находится школа. В литературную экспедицию можно отправиться и пешком, и на общественном транспорте. Дело в том, что в Майкопе был М. Горький. Даже сохранились первозданным те места, где он пребывал. И если учитель сможет заинтересовать ребят, то, организуя литературный кружок, можно собрать великолепный материал о пребывании писателя в нашем городе .А проделав эту работу, можно провести в школе вечер, предоставив своеобразный отчет о проделанной работе. Я думаю, что всем учащимся будет интересно услышать об этом, и они уже по другому отнесутся к творчеству этого писателя.
Литературное краеведение и должно быть направлено прежде всего на изучение литературной жизни, на сбор материалов о ней непосредственно там, где находится школа. Поездки же — это второй этап, задача которого — пополнить, расширить запас сведений и соответственно материалов.
Н. И. Кудряшев в статье «О взаимосвязи методов обучения в процессе преподавания литературы» писал: «Искусство общения учителя с учениками проявляется и тогда, когда выдвигается проблемный вопрос, проблемное задание, требующее от школьников овладения не только новым знанием, но и новым умением. Ответственность учителя и степень умения учить школьников не уменьшаются, а увеличиваются, когда он дает им задания, требующие самостоятельного собирания и анализа материала, умения его обобщить».
Статьи о педагогике:
Анализ и оценка опытно экспериментальной работы
III этап: на этом этапе подводился анализ всех мероприятий, проведенных с учениками по формированию у них познавательного интереса. Мы использовали ту же самую диагностику, чтобы посмотреть, какие изменения произошли в познавательном интересе у учащихся 2б класса, полученные результаты представлены ...
Формирование правовых знаний слушателей в условиях реформирования образования
Во всем мире начиная с 60-х гг. ХХ столетия общественная формация вступила в этап перехода от постиндустриального общества к обществу знаний - обществу, экономика которого основана на знаниях. В настоящее время подчеркивание значения знаний в экономике будущего является одним из наиболее популярных ...
Социально-педагогические предпосылки необходимости воспитания трудолюбия у
детей дошкольного возраста
Программные задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста можно объединить в несколько групп. Первая группа включает задачи воспитания положительного отношения к труду взрослых, стремления оказывать им посильную помощь, заинтересованность в результатах труда. При этом у детей формируются п ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования