Постоянные формы внеклассной работы по литературному краеведению
4. Изучение произведений писателей, посвященных родному краю.
Вначале инициатива краеведческого поиска обычно исходит от учителя
В каждой области найдутся свои объекты поиска, связанные с литературным краеведением. Работа эта увлекает учащихся, прививает любовь к родному краю и его культуре, воспитывает чувство интернационализма.
Пополнению словарно-фразеологического запаса учащихся, проявлению их находчивости помогают литературные игры и викторины. Для присуждения премий за лучшие выступления на вечере и ответы на вопросы викторины назначается жюри, куда входят учителя-словесники, активные члены кружка, представители комсомольской и пионерской организации школы.
Интересный тематический вечер можно провести, например, о пословицах и поговорках.
Участникам литературного кружка заранее дается задание:
-записывать в специальную тетрадь пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения, которые они узнают из газет, книг, радиопередач, разговоров со старшими и т, д. Сбору народных пословиц и поговорок посвящаются также специально организованные походы и экскурсии по близлежащим селам. Они могут обогатить учащихся разнообразным фольклорным материалом.
Участники кружка не ограничивают свою работу только записью фольклорного материала. Они стараются узнать историю и происхождение пословиц, афоризмов, изречений, басен, притч. Наиболее интересные из них заучивают, стремятся употребить в своей речи, в ответах на уроке. На занятиях кружка подводятся итоги, материал систематизируется по темам: пословицы (афоризмы) о Родине, труде, дружбе, учении, природе и т. д. Каждое последующее занятие кружка обогащает речь участников новыми словами, фразеологизмами, образными выражениями. Можно предложить учащимся составить альбом пословиц и поговорок, проиллюстрировать отдельные из них. Так можно собрать и адыгейские пословицы и поговорки.
К вечеру школьный зал красочно оформляется плакатами, на которых написаны пословицы и поговорки о языке и высказывания известных писателей о пословицах и поговорках. Например: «Книга—ключ к знаниям», «Острый язык—дарование, длинный язык—наказание».
Можно подготовить литературную композицию, в которой примет участие большое количество школьников.
Кружковую работу можно провести и такого рода. Например: несколько занятий можно посветить знакомству и беседе по произведениям местных авторов.
Русско-адыгейские литературные связи начали складываться еще в XIX веке. Однако факты литературно-культурного взаимодействия и писательских контактов рассматриваются в работах ряда адыгейских и кубанских литературоведов (П. Веленгурина, М. Савченко, Т. Степанова, А. Схаляхо), находят место в преподавательской практике словесников Адыгеи). Но эта практика касается лишь старших классов и носит эпизодический характер.
Попытка краеведов систематизировать, имеющийся материал. Так как многие произведения уже не входят в программу по литературе, но и на наш взгляд, дети должны знать и прочитать несколько произведений. Это наша история, и учащиеся могут познакомиться с ней со страниц художественных произведений и с разных позиций увидеть происходящее в России.
С Кубанью и Адыгеей связаны жизнь и творчество дореволюционных русских и советских писателей. Мы располагаем подробными сведениями о пребывании на Кубани, в Адыгее, в Майкопе А. М. Горького в конце прошлого, начале нынешнего века и в советское время. Широко известны впечатления писателя от кубанских станиц и адыгейской земли, природы Северного Кавказа в рассказах «Мой спутник», «Чужие люди», «Два босяка», «Дед Архип и Ленька» и других. Этого материала достаточно для того, чтобы использовать отдельные факты, интересные учащимся. В последнем случае краеведческие сведения необходимы и потому, что «Черноморье вдохновило Горького на создание . «Песни о Соколе»[5,78]. Как известно, она была напечатана первоначально под названием «В Черноморье».
«Песни» А. М. Горького—самые первые произведения русской литературы, Переведенные на адыгейский язык. Переводы были сделаны еще в 1929 году. И хотя мотивы выбора этих произведений для перевода ясны, можно привести следующее свидетельство большого авторитета М. Горького у адыгейского народа. В 1968 г. поэт К. Жанэ писал в «Адыгейской правде»: «Адыги считают М. Горького своим писателем . Недавно старейшие жители аула Уляп Красногвардейского района, послушав по радио на родном языке песни о Буревестнике и Соколе, сказали так: «У него каждое слово бьет без промаха и навсегда западает в душу. Он говорит,-как народный сказитель, как ашуг. Горький—наш родной писатель. Он настоящий нарт литературы»
Эти факты во вступительном слове к «Песням» помогут создать нужную психологическую установку на восприятие произведений писателя.
Приведенная цитата может стать источником проблемных ситуаций, активизирующих самостоятельную поисковую деятельность учащихся посредством задания: докажите, что в «Песнях» М. Горький говорит как народный сказитель.
Статьи о педагогике:
Значение театрализованных игр в решении задач эстетического
воспитания старших дошкольников
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связ ...
Основное понятие «говорения»
Говорение - продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение. Содержанием говорения является выражение мыслей в устной форме. В основе говорения лежат произносительные, лексические, грамматические навыки. В большинстве м ...
Создание экологического пространства в ДОУ для ознакомления с природой
Забайкалья
Практическая работа осуществлялась нами на базе ДОУ №22. Рассмотрим, какое экологическое пространство создано в данном дошкольном учреждении для ознакомления детей с природой Забайкальского края. Ознакомление детей с природой Родного края в детском саду требует постоянного непосредственного общения ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования