Постоянные формы внеклассной работы по литературному краеведению

Перспективы образования » Формы внеклассной работы по литературному краеведению » Постоянные формы внеклассной работы по литературному краеведению

Страница 7

Читательские конференции проводятся не часто, пожалуй, даже еще реже, чем литературные вечера. Они требуют еще более серьезной подготовки. Прежде всего необходимо организо­вать массовое чтение книги учащимися, предварительно настроив их на чтение, заинтересовать их краткой, но интригующей анно­тацией (разумеется, устной). Можно рассказать об авторе, об истории создания, - да иного произведения; можно подойти с другой стороны—осветить морально-этическую проблему, поставленную в книге. Обычно мы даем краткий вопросник, помогающий уча­щимся в процессе чтения заострить свое внимание на важных для обсуждения вопросах. Едва ли не самым трудным бывает орга­низовать обсуждение таким образом, чтобы оно прошло активно, естественно, живо и чтобы учащиеся не просто пели дифирамбы пи­сателю, а анализировали проблемы, поставленные в книге, задава­ли вопросы. Мы не видим ничего неудобного и неприличного в том, что учащиеся на читательской конференции выступают с кри­тикой данной книги или отдельных ее элементов.

Чаще всего проводятся читательские конференции с участием авторов. Это, естественно, усиливает интерес ребят. Но далеко не все школьники отваживаются выступать в присутствии автора, да еще если с критикой. Многие смущаются, не находят нужных слов, тем более что аудитория реагирует очень непосредственно. Поэто­му в старших классах часто предлагаетсся изложить свое мнение в письменном виде—написать сочинение. Потом наиболее удач­ные работы кладутся в основу устных выступлений. Сочинения иногда заранее показывается автору: это дает ему возможность по­строить свое выступление с учетом мнений учащихся. Иногда ка­кой-либо отрывок из сочинения служит поводом для обсуждения в самом начале конференции.

Бывает, что некоторые отрывки из книги читаются вслух на уроке внеклассного чтения (в младших классах—почти всегда). Это также позволяет заострить внимание учащихся на наиболее важных эпизодах и проблемах.

Мы очень дорожим оригинальными суждениями, проявляю­щимися у учащихся в значительной степени на основе их личного, хотя и небольшого жизненного опыта, и стараемся подобные суждения поощрять.

Разумеется, читательская конференция в младших классах имеет свои особенности, ее нельзя равнять с тем, что бывает в 8-10-х классах, тем более у взрослых. Здесь меньше моно­логических выступлений, в основном господствует беседа, а по форме она близка к уроку внеклассного чтения, хотя здесь было свыше двухсот ребят и обсуждение проходило в актовом зале. Урок -внеклассного чтения ведь тоже проводится по-разному: там на­ходят применение и доклады, и сообщения, и длинные высказы­вания, и возражения и т. д., что является как будто атрибутом читательской конференции. А, может быть, урок внеклассного чтения—это и есть читательская конференция, но в миниатюре? Важнее главное: обсуждается книга, и в процессе обсуждения осуществляется «понимание идейного содержания, даются эстети­ческие оценки, происходит влияние литературы на людей» т. е. то, что О. И. Никифорова называет в качестве важнейших компонентов, составляющих восприятие художественной ли­тературы.

В читательской конференции имеются уже элементы диспута, но сам диспут как форма клубной работы сложнее, потому что обсуждается не только и не столько одно литературное произве­дение, сколько проблема, имеющая всеобщее значение, скажем, и для развития литературы или каких-либо ее жанров, и для ха­рактеристики современного этапа этого развития, и для выявления критериев оценки литературы, и для воздействия литературы на читателя. Особенностью диспута является то, что он не может проводиться ни в виде ряда подготовленных заранее докладов (это конференция), ни в виде вопросов и ответов (это беседа).

Диспут предполагает цепь устных выступлений, каждое после­дующее из которых в чем-то оспаривает предыдущее.

Диспут также требует подготовки, но глубоко индивидуальной:

продумывания поставленных заранее вопросов, перечитывания обсуждаемых произведений, подбора примеров. В то же время в процессе диспута многие выступают экспромтом, не настроенные заранее говорить, а просто задетые за живое, втянутые в разго­вор. Эти выступления отличаются искренностью, волнением, иногда горячностью и довольно часто—крайностями, которые побуждают других возражать. Диспут интересен своим живым процессом, спором, убежденностью, и вот этой своей непосред­ственностью, естественностью он способен привлечь к литературе во много раз успешнее, чем «правильные» лекции.

Приведем пример диспута о современной поэзии, который может организован советом клуба совместно. Диспут назывался «Стихи и ты». Ему пред­шествовала реклама и анкета со следующими вопросами:

1. Назовите трех любимых поэтов.

2. Назовите трех любимых современных поэтов.

3. Какие современные поэты вам не нравятся и почему?

4. Ваше любимое стихотворение.

5. Почему оно любимое?

6. Что именно нравится в нем: образы, рифмы, ритм, мысль, настроение?

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Статьи о педагогике:

Научно-исследовательская и научно-методическая деятельность института
Научно-исследовательская деятельность Института направлена на обеспечение взаимосвязи научного и учебного процессов. Решая задачи по развитию и проведению фундаментальных исследований как основы для создания новых знаний, освоения новых технологий, учеными Института разрабатываются теоретические и ...

Тестирование как основная форма контроля
На сегодняшний день существует множество форм контроля за качеством обучения и усвоения материала. Тестирование используется для оперативной проверки качества знаний учащихся с возможностью машинного ввода данных (ответов) и автоматизиро­ванной обработки результата с заранее заданными параметрами к ...

Гимназическое образование: прошлое и настоящее
Гимназия как тип общеобразовательного среднего учебного заведения существует уже почти пять столетий. Все это время она является важнейшим элементом образовательной системы многих европейских государств. До начала прошлого века понятие "гимназическое образование" было почти тождественно & ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru