Постоянные формы внеклассной работы по литературному краеведению
1. Кого называют ашугом и чем отличается его язык?
Приведите примеры.
2. Чем отличается язык произведений русского народного творчества?
3. Есть ли что-либо общее между произведениями русского и адыгейского фольклора?
4. Найдите особенности русского народно-поэтического языка в «Песнях» М. Горького.
Эта или подобная работа необходима потому, что в учебной -хрестоматии вопрос о связи «Песен» М. Горького с фольклором, к сожалению, не ставится. Выполняя задание, учащиеся отмечают (цитируем их ответы) «много пословиц, афоризмов и народных слов», «устаревшие слова», «постоянные эпитеты», «образы-символы», «складную музыкальную речь», «сказочность», пытаются охарактеризовать особенности народно-поэтического мышления, указать на историзм фольклорных произведений, увидеть сходство и различие между творчеством автора «Песен» и адыгейскими ашугами. Типичный ученический ответ (с сохранением стиля): «В своих «Песнях» М. Горький передает историю народа, народные сказания. Можем сравнить его с нашим писателем-ашугом Цугом Теучежем. Он тоже сочинял народные сказания. Они похожи на «Песни» Горького. Адыги обоих назвали ашугами потому, что они как бы сочиняют народные сказания, поют голосом народа. И М. Горький и Ц. Теучеж говорят о своих песнях как старые люди, мудро и справедливо. Но Ц. Теучеж отличается от М. Горького тем, что он сам не писал, т. к. был неграмотным, его песни записывали другие».
С Кубанью связан своей родословной, биографией и творчеством В. В. Маяковский. Знание этого придает о Маяковском интонацию доверительности, интереса к жизни поэта, с творчеством которого учащиеся встречаются впервые. В.рассказе учителя их заинтересуют сведения о предках поэта, о матери, казаках-кубанцах. Вот что пишет об этом исследователь:
«Мать Маяковского Александра Александровна родилась . в кубанской станице Терновской, в семье Павленко Алексея Ивановича.» Уроженкой этой станицы была и бабушка поэта — Евдокия Никаноровна.
Маяковский приезжал на Кубань несколько раз. В августе 1924 года в г. Геленджике поэт, по свидетельству писательницы Н. Кальма, работал. Зримую обстановку этого труда помогут, воссоздать детали воспоминаний Н. Кальма: «У старого друга нашей семьи Анны Васильевны Корсаковой в Геленджике был маленький дом-мазанка, куда несколько раз; наезжал Маяковский. Ему всегда отводилась одна и -па же крохотная комната с окошком в сад, где были инжирные и персиковые деревья и стоял стол под деревом, за которым Маяковский обедал и сидел с друзьями».
Дважды побывал в Адыгее и в Майкопе А. А. Фадеев. Рассказ о встречах будущего писателя с молодежью Майкопа и окружающих районов в октябре 1924 года найдет место во вступительном слове учителя о Фадееве. Друзьями писателя стали журналист Г. Н. Еланкин, майкопчанин Сеня Хватов, рабочие дубильного завода, «Майбука» (ныне объединение «Дружба») и других предприятий города. Вскоре А. Фадеев набросал сцены романа «Провинция», среди которых было описание «живописных национальных плясок». Как видим, Фадееву уже в пору молодости было присуще заинтересованное внимание к жизни народов страны.
А. Фадеев начал писать на Кубани, бывая в городах Новороссийске, Сочи, Майкопе, Туапсе, Армавире.
С Кубанью и Кавказским фронтом связано несколько малоизвестных фактов боевой юности Аркадия Гайдара. Летом 1920 года А. Гайдар командовал ротой 303 полка, проделавшего боевой поход в наших краях: через станицы Белореченскую, Пшехоскую, Ширванскую. Воевал А. Гайдар и в окрестностях Майкопа (за освобождение станицы Курджипской).
В горах Северного Кавказа закалялась юность командира. Бойцы батальона, куда входила его рота, под холодным ветром и дождем, без шинелей, почти без продуктов, без соли больше месяца удерживали Тубанский перевал. Там под шестнадцатилетним командиром убило лошадь.
Больше шести месяцев служил Гайдар на Кубани и Северном Кавказе. В автобиографии он писал: «Я всегда-с большой теплотой вспоминаю огневые зори на вражьих фронтах—боевую школу, в которой прошли мои лучшие-мальчишеские годы»
Некоторые эпизоды из военной биографии А. Гайдара следует рассказать ребятам.
Таким образом, краеведческий материал по русской литературы побуждает к сближениям жизненных и литературных фактов, активизирует их восприятие.
При изучении двуязычных литератур возможны и такие приемы углубления восприятия, как установление прямых и ассоциативных связей художественных образцов, ситуаций, лейтмотивов. Этот прием возможен, если к сопоставлениям и сравнениям есть реальные основания и применение этой методики не разрушит целостного восприятия литературного факта
Может быть методически использована идейная перекличка стихотворений В. И. Лебедева-Кумача и С. Михалкова со стихами К. Жанэ «Песня о родной области»
Вступительная беседа по тексту А. М. Горького «Любите книгу» обогатится новыми аргументами, особенно убедительными для школьников, если обратиться к рассказу о том, как героиня романа Т. Керашева «Дорога к счастью» Нафисет пристрастилась к чтению книг. В 3-й части романа автор пишет:
Статьи о педагогике:
Психолого-педагогические аспекты мотивации обучения
В настоящее время существуют различные технологии и стратегии обучения математике. На мой взгляд основными компонентами обучения, являются: – что изучаем; – для чего изучаем; – каким образом обучаем; – как обучаются. «Что изучаем» и «для чего изучаем» определяется содержанием образования. Процесс о ...
Нравственная культура как философско-педагогическая проблема
Современная наука охватывает самые разнообразные области жизни и деятельности людей, проникает в тайны законов природы и общества. Но одними из самых привлекательных, важных и сложных объектов познания являются культура и ее носитель и творец - человек. Культура имеет много источников: и все то, чт ...
Художественные средства модернизации развивающей среды в ДОУ
а) Конструкция и форма:Конструкция и форма помещений строится в нашей стране по типовым и индивидуальным проектам. Типы зданий и детских дошкольных учреждений имеют существенные различия между собой. Эти различия определяются и условиями строительства, и климатом, и особенностями местности. Более э ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования