Речевая готовность детей к школьному обучению
Социально-психологическая готовность к школе включает формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться со сверстниками, с педагогом. Каждому ребенку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.
Дети, предпочитающие играть с взрослым или общаться с ним по поводу конкретных вещей, не способны долго слушать педагога, часто отвлекаются на посторонние раздражители. Они, как правило, не выполняют задания учителя, а заменяют их своей собственной задачей. Поэтому успешность решения задач у таких детей крайне низкая. И напротив, дети, которые в свободном обращении могут отвлекаться от конкретной ситуации и общаться со взрослыми на более или менее общие темы, более внимательны во время занятий, с интересом выслушивают задания взрослого и старательно их выполняют. Успешность решения задач у таких детей значительно выше.
г) речевая готовность. Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе, исследователи выделяют уровень развития речи.
Р.С. Немов утверждает, что речевая готовность детей к обучению, прежде всего, проявляется в их умении пользоваться для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средство общения и предпосылки усвоению письма. Об этой функции речи следует проявлять особую заботу в течение среднего и старшего дошкольного детства, так как развитие письменной речи существенно определяет прогресс интеллектуального развития ребенка.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Ведь именно при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.
В этой связи очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника. В первую очередь следует обратить внимание на:
правильность произношения звуков;
умение различать звуки речи на слух;
владение элементарными навыками звукового анализа слов;
словарный запас;
связную речь.
Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди пользуются внешней речью. Разновидностями внешней речи являются устная и письменная речь. Из внешней речи развивается внутренняя (речь - «думание»), которая позволяет человеку мыслить на базе языкового материала.
Готовность детей к школе может определяться по таким параметрам, как планирование, контроль, мотивация, уровень развития интеллекта, уровень развития речи (см. таблицу 1.1.).
Критерии готовности детей к школьному обучению
Таблица 1.1.
Параметры |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
1. Планирование (умение организовывать свою деятельность в соответствии с ее целью) |
Полностью соответствует |
Частично соответствует |
Не соответствует цели |
2. Контроль (умение сопоставить результаты своих действий с поставленной целью) |
Может самостоятельно сопоставить результаты своей деятельности с целью |
Частичное соответствие |
Полное несоответствие, сам ребенок этого не видит |
3. Мотивация учения (стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности) |
Стремится к анализу и общению, хочет учиться |
Стремится ориентироваться на некоторые свойства и использовать их, нет ярко выраженного желания учиться |
Ориентируется на те свойства, которые доступны только органам чувств, учиться не хочет |
4. Уровень развития интеллекта |
Может слушать другого человека, выполняет логические операции в форме словесных понятий |
Неумение слушать другого человека, сравнение и обобщение в форме словесных операций выполняет, а абстракцию, конкретизацию, анализ и синтез – допускает ошибки. |
Не выполняет логические операции в форме словесных понятий. |
5. Уровень развития речи |
Правильное звукопроизношение, владеет связностью речевого высказывания, владеет пересказом, составлением рассказов, словесным описанием. |
Нарушения сложных в артикуляции звуков в связи с неразличением звуков близких по параметрам, недостаточный словарный запас, несформирована монологическая форма речи, страдает звуковой анализ и речь ситуативна. |
Речь не выступает средством общения, ребёнок замкнут. Проявляются трудности коммуникации. |
Статьи о педагогике:
Основные категории психологии: развитие, формирование
Психология развития изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики — ее изменение в процессе деятельности, при общении, познании. Она ...
Создание условий для формирования эстетического воспитания
Одной из истинных человеческих потребностей является потребность в красоте как естественное стремление человека к гармонии, целостности, равновесию и порядку. О том, что это именно жизненная потребность человека, говорят результаты исследований антропологов, установивших, что на определенной стадии ...
Характеристика активного словаря у детей с моторной алалией
Формирование экспрессивной речи у моторного алалика затруднено нарушением аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора. Эти нарушения могут носить различный характер: а) кинестетическая оральная апраксия, т. е. трудности формирования и закрепления артикуляционных укладов, а в ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования