Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста цветоведению в ходе экспериментальной деятельности
Сначала необходимо дать детям представление о спектральной гамме цветов и их свойствах: тон, светлота, насыщенность; познакомить с процессом получения нового цвета в ходе экспериментирования при смешении красок (смешение двух хроматических цветов, смешение хроматического и ахроматического). С этой целью провести подготовительные занятия в форме бесед: увидеть сложные цветовые оттенки – в ходе искусствоведческих занятий – экспериметов, познакомить с особенностями различных красящих материалов (гуаши, акварели, цветных карандашей, пастели и т.д.), которые дадут представление о разнообразии оттенков одного цвета (на предметах и явлениях окружающей среды). Необходимо познакомить детей с системой спектральных цветов. Воспитатель проводит с детьми беседу о цветах радуги (цвета спектра), рисует на мольберте радугу и называет цвета, объясняя, что каждый цвет постепенно переходит через полутона в другой, например красный в оранжевый, оранжевый в жёлтый и т.д. Для этого между сочными цветными дугами воспитатель проводит влажной кистью, происходит смешение цвета с рядом лежащим. Затем воспитатель рассказывает, что художник, рисуя красками, пользуется палитрой. На палитре художник раскладывает краски, учитывая их спектральное расположение.
После этой беседы на занятиях рисованием можно давать детям палитры. Но необходимо помнить, что работать с гуашевыми и акварельными красками удобней на белой пластмассовой палитре. Белый фон палитры позволяет хорошо видеть цвет краски, яркость или нежность ее оттенка. Но прежде чем дать детям палитры для рисования, хорошо провести игру, в которой побеждает тот, кто быстрее разложит на палитре краски в соответствии с цветом радуги. Дети могут сами приготовить атрибуты для игры: вырезать из картона цветные краски в форме маленьких кружков, прямоугольников и раскрасить их. Получается небольшой игровой набор – палитра и красивые яркие краски. После игры можно на занятии предложить детям нарисовать радугу, предварительно разведя на палитре соответствующий набор красок.
Следующая задача по развитию чувства цвета – это ознакомление детей с разнообразием оттенков одного цвета (тональные связи, локальные цвета на предметах и явлениях окружающей среды). Эту задачу следует решать в процессе бесед с детьми о предметах имеющих окраску одного какого-либо цвета (по познавательному развитию). При сравнении окраски этих предметов можно легко заметить разницу оттенков одного и того же цвета. Детям предлагаются выбрать в группе предметы, имеющие одну окраску и сравнить (светло-тёмно-красные чуть коричневые). Методом наглядного сравнения можно показать детям разнообразие цвета и его оттенков.
Следующая задача: Формирование навыков смешения красок на палитре. Работу с детьми по смешению красок на палитре следует начинать с показа, как держать палитру. Начинать смешение следует с ярких тонов – красный с белилами, оранжевый – с белилами и т.д., располагая красочные пятна цветов смесей на палитре. Постепенно тона становятся светлее. Дети подбирают на палитре необходимые оттенки и постепенно закрашивают кружочки на своём листе бумаги. Добавление чёрной – цвет более насыщенный. Ориентируясь на кисть – сколько набрать краски (кончик кисти, половина).
При ознакомлении детей с процессом получения нового цвета, где в ходе экспериментирования в смешении красок в процессе занятия ставится задача – обратить внимание детей на красоту цвету цвета, ребёнок не должен быть равнодушным к цвету, ему необходимо понять, что он сам может изменить его, сделать лучше, красивее. Например, чтобы зелёный цвет стал ярче, нужно добавить немного жёлтой краски, тогда получится цвет молодой зелени. Подобные эксперименты помогают детям понять, что важен не сам процесс смешения, а результат его – получения нового цвета.
Способ смешения красок рекомендуется, как метод творческого овладения многообразием цветовой палитры, в которой заложено начало художественного, эстетического отношения к цветам, гармонии их сочетаний. Каждое занятие по смешению красок необходимо заканчивать каким-либо конкретным заданием: закрасить контуры цветов.
Статьи о педагогике:
Особенности познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте дети располагают значительными резервами развития, но прежде чем использовать имеющиеся резервы развития необходимо дать качественную характеристику психических процессов данного возраста. В.С. Мухина считает, что восприятие в возрасте 5 – 7 лет утрачивает свой аффекти ...
Портретная характеристика учителя как жанр школьного сочинения
В ходе данной работы также потребовалось выяснить, какими сведениями о портретной характеристике как жанре детского сочинения располагает современная научная литература, в чём заключаются особенности портретной характеристики как речевого произведения. Изучение лингвистических источников показало, ...
Особенности восприятия личности учителя младшими школьниками
Ранее мы отмечали, что портретная зарисовка о личности учителя до настоящего времени не являлся предметом специального исследования. Поэтому один из первых вопросов, который возник в ходе нашей работы, состоял в том, чтобы определить, каковы особенности восприятия личности учителя младшими школьник ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования