Место силовых упражнений в системе физического воспитания школьников
Ни одно физическое упражнение не мыслимо без проявления силы. Сила мышц в значительной мере определяет быстроту движения и способствует выносливости и ловкости.
По данным А.В.Беляева правильный подбор упражнений должен обеспечивать пропорциональное развитие всех участвующих в соревновательном движении мыши или мышечных групп. Характерная черта развития силы - возможность избирательного воздействия на отдельные групп мышц.
Применяя упражнения с отягощениями, необходимо учитывать уровень подготовленности спортсменов, их самочувствие в день тренировки. Нагрузка должна быть строго индивидуальна.
В тренировке юных волейболистов 10-13 лет следует применять динамические упражнения с незначительными отягощениями. Упражнения должны сопровождаться минимальными напряжениями, исключающими натуживания, а также значительные длительные напряжения (в этом возрасте слабо развиты мышцы живота, газового дна. косые мышцы туловища, мышцы задней поверхности бедра, приводящие мышцы ног). До 15 лет развивать мускулатуру в целом, а с 15 лет - избирательное воздействие на группы мышц. Выполнение большинства технических приемов в волейболе (подачи, нападающие удары, блокирование и др.) требует проявления "взрывной" силы - способность нервно-мышечной системы преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечного сокращения взрывным образом. Так, для выполнения нападающего удара необходимо комплексное развитие силы мышц кисти, плечевого пояса, туловища, ног; для выполнения подачи - силы мыши кости, плечевого пояса, мышц туловища. Полому специальная подготовка волейболиста должна быть направлена, прежде всего, на развитие скоростно-силовых способностей спортсменов.
Эффект скоростно-силовой тренировки зависит от оптимального возбуждения центральной нервной системы, количества мышечных волокон, принимающих импульсы, расхода энергии при растягивании - сокращении мыши. Поэтому интервалы отдыха между сериями упражнений должны быть такими, чтобы восстанавливалась работоспособность спортсменов. В специальной силовой тренировке должен применяться, главным образом, тот режим работы, который соответствует режиму функционирования мышц в игре с тем, чтобы обеспечивать морфологические и биохимические адаптации (локально-направленное воздействие нагрузки). Упражнения должны выполняться с высокой скоростью сокращения мышц.
При развитии "взрывной" силы можно применять незначительные (по весу) отягощения, но чрезмерное увлечение отягощениями при выполнении специальных упражнений сдерживает прирост специальной силовой подготовленности, т.к. в этом случае нагрузка переносится на неспецифические мышечные группы. Вес отягощения - 10-14% от максимума.
Рекомендуются следующие методы специальной силовой подготовки:
• повторный (многократное преодоление непредельного сопротивления с предельной скоростью). Дозировки: количество повторений в серии 20-30; отдых между сериями - 1-2 мин; количество серий в тренировке - 5-7.
• повторный (многократное преодоление непредельного сопротивления с непредельным числом повторений со сменой усилии). Дозировки: число повторений в серии 5-15: отдых между сериями - 2-Змин; количество серий 3-5
• круговой (для каждой станции упражнения определенного тренирующего воздействия)
• сопряженный (развитие скоростно-силовых качеств в процессе выполнения технических приемов или их частей).
Известно, что развитие силы влияет не только на все стороны физической подготовки, но и имеет большое прикладное значение. Силовой компонент присутствует в любых видах спорта и поэтому развитию этого физического качества должно уделяться большое внимание, особенно при подготовке молодых спортсменов начиная с первых шагов в спорте.
Как показали многочисленные исследования, наиболее эффективно силовые возможности человека поддаются совершенствованию, когда используются дозированные отягощения. Однако, анализируя учебный план по физическому воспитанию общеобразовательной школы или профессионально-технического училища, мы пришли к выводу, что большинство упражнений, направленных на развитие силы, выполняется без применения отягощений.
Статьи о педагогике:
Устная речь как форма общения
Современная педагогическая наука рассматривает общение как педагогическую категорию, отражающую субъектно-объектные отношения, которые оказывают самое существенное влияние на весь процесс формирования, воспитания и развития школьника. Общение – это взаимодействие людей, вступающих в него как субъек ...
Место психологии в системе наук
Психология имеет многогранные связи, как с естественными, так и с социальными науками. Теоретико-методологической основой психологии является философия. С естественными науками психология связана общетеоретическими положениями, которые используются для обоснования закономерностей развития психики, ...
Проблемность в обучении иностранным языкам и культурам
Реализация основной цели обучения иностранного языка в школе, т.е. формирование у школьников черт вторичной языковой личности предполагает формирование не только способности к межкультурной коммуникации, но и качеств, которые способствуют самой личности школьника. Традиционный подход к обучению ино ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования