Место силовых упражнений в системе физического воспитания школьников
Увеличение силы разгибателей большинства мышечных групп происходит более интенсивно, чем сгибателей, особенно туловища и бедра. В результате с возрастом различия в силе сгибателей и разгибателей различных мышечных групп становятся больше. Например, в 4–5 лет сила сгибателей и разгибателей бедра равна 6 и 7,9 кг, а в 20–30 лет– 32,4 и 108,2 кг. С возрастом увеличивается также разница в максимальной силе мышечных групп различных частей тела (табл. 1.1).
Отношение силы к весу тела зависит от возраста человека. Нарастание силы различных групп мышц (пальца, предплечья, туловища, шеи, бедра, голени, стопы) в пересчете на 1 кг веса в возрастной период от 4,5 до 6–7 лет совсем не отмечается. От 6–7 до 9–11 лет, а для некоторых мышц (при сгибании и разгибании шеи и подошвенном сгибании стопы) до 13–14 и даже 16–17 лет наблюдается наиболее интенсивный прирост силы на 1 кг веса. Для большинства групп мышц сила на 1 кг веса в 13–14 лет достигает величин, характерных для взрослых 20–30 лет.
Сила мышц, осуществляющих подошвенное сгибание стопы, кисти руки и предплечья, возрастает более интенсивно по сравнению с другими мышцами и сохраняется лучше. Это, по-видимому, является результатом более интенсивной тренировки названных групп мышц в повседневной жизни.
Одной из причин увеличения мышечной силы у детей и подростков является возрастание мышечной массы тела, то есть естественного увеличения мышечного поперечника. Мышечная масса начинает увеличиваться с 7 лет, но более заметный её рост происходит в период полового созревания. Важная роль в развитии силы в этот период принадлежит, как отмечал Р.А. Шабунин (102), дифференциации нервно-мышечного аппарата. Это подтверждается и исследованиями А.В. Коробкова, А.П. Тамбиевой, А.А. Маркосяна, Л.С. Дворкина и др., которые также указывали на то, что с возрастом происходит увеличение числа возбуждающих двигательных единиц во время мышечного напряжения Способность дифференцировать напряжение мышц.
Степень дифференцирования мышечного напряжения определяется способностями детей воспроизводить заданную величину мышечного напряжения и минимально увеличить ее или уменьшить. Точность воспроизведения заданного мышечного напряжения у детей от 5 до 10 лет невелика. Она повышается лишь с 11 до 16 лет. В младшем возрасте ошибка в воспроизведении напряжения в среднем составляет 23–30%, а в старшем 15–21% от исходной величины. При этом точность воспроизведения мышечного напряжения при большем исходном напряжении, равном 1/2 его максимальной величины, несколько ниже, чем при меньшем напряжении.
Средняя минимальная величина изменения мышечного напряжения с возрастом уменьшается: у детей 5–10 лет лежит в пределах 25–47% от исходного, а у старших – 14–20%. В отдельных случаях изменение напряжения мышц превышало 100 и даже 200%. Различий в способности дифференцировать мышечное усилие между мальчиками и девочками не обнаружено (78, 94). Незначительные изменения в точности дифференцирования мышечного напряжения в возрасте от 5 до 10 лет, по-видимому, связаны в какой-то мере с тем фактом, что дети этих возрастов почти не осуществляют больших мышечных напряжений. Значительные статические усилия в большей мере имеют место в спортивных, трудовых и бытовых движениях у детей старших возрастов.
В процессе развития организма детей и подростков происходит естественное увеличение мышечной силы. Причём абсолютная мышечная сила растёт непрерывно и относительно равномерно на протяжении всего школьного возраста. По данным А.В. Коробкова, относительная мышечная сила у школьников увеличивается неравномерно: периоды умеренного прироста силы сменяются периодами выраженного прироста силовых возможностей, особенно в подростковом периоде. Результаты исследований ряда авторов говорят о том, что в возрасте 13–14 лет сила двуглавой мышцы плеча, сгибателей и разгибателей кисти и мышц большого пальца при динамической работе достигает большей величины по сравнению с детским возрастом. Об этом же свидетельствуют исследования А.В. Коробкова, который отмечал, что нарастание силы различных групп мышц в пересчёте на один килограмм веса тела у 13–14-летних подростков происходит более интенсивно, чем у детей 8–9 лет и юношей 18–20 лет. По мнению данного автора, величина силы в пересчёте на килограмм веса тела у подростков 13–14 лет достигает такой же величины, как у взрослых людей 29–30 лет.
Статьи о педагогике:
Структура процесса решения задач. Поиск способа решения задач
Если под процессом решения задач понимать процесс, начинающийся с момента получения задачи до момента полного завершения ее решения, то, очевидно, что этот процесс состоит не только из изложения уже найденного решения, а из ряда этапов, одним из которых и является изложение решения. Рассмотрим все ...
Определение эффективности театрализованной игры как средства
эстетического воспитания дошкольников
Для определения эффективности театрализованной игры как средства эстетического воспитания дошкольников мы провели контрольный эксперимент. Для этого использовали беседу об эстетических представлениях (А.Д. Кошелевой). Результаты беседы представлены в таблице 4. Проанализировав ответы детей можно от ...
Особенности эмоциональной сферы умственно отсталого
ребёнка
Эмоции и чувства умственно отсталого ребёнка остаются еще малоизученными. В этой области можно отметить работы В.К. Кузьминой, М.С. Певзнер, В.И. Лобовского, С.С. Ляпидевского, Б.И. Шостака, Л.В. Занкова. Однако в этих работах проблема эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка затрагивается лишь ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования