Место силовых упражнений в системе физического воспитания школьников
С 8 до 17 лет сила разгибателей туловища увеличивается в 2,5 раза: в младшем школьном возрасте (от 8 до 11 лет) ее прирост составляет 34%, в среднем (от 11 до 14 лет) – 32% и в старшем школьном возрасте (от 14–17 лет) – 46%. Заметные изменения в развитии силы икроножной мышцы наблюдаются с 8 до 17 лет. В этот возрастной период сила увеличивается в 4,3 раза. Прирост силы икроножной мышцы с 8 до 11 лет составляет 71%, с 11 до 14 лет – 35%, а с 14 до 17 лет – 88%. Причем наиболее выраженный скачок в приросте силы наблюдается в возрасте от 14 до 15 лет – 57% .
Многие исследователи отмечают неравномерное, зависящее от возраста и пола изменение взрывной силы. Так, высота прыжка вверх с места у девочек непрерывно увеличивается до 12–14 лет, затем следуют некоторая стабилизация результатов и даже их ухудшение. У мальчиков среднегодовые показатели взрывной силы с возрастом повышаются, достигая своего максимума в 15–17 лет. Аналогичный характер проявления взрывной силы отмечается при метании предметов на дальность. Так, например, при бросании хоккейного мяча результаты у мальчиков с 10 до 11 и с 12 до 13 лет, а у девочек с 15 лет не увеличиваются.
В возрасте 7–9 лет во всех видах имитационных движений (метания копья и диска, толкания ядра) по всем показателям (максимальная сила, работа, мощность) обнаруживается постепенное, относительно равномерное изменение величины прироста силы. В 9–11 лет происходит некоторое снижение показателей работы и мощности. С 11 до 14 лет отмечается резкое увеличение абсолютного значения показателей работы и мощности движения.
Целый ряд исследователей установил, что формирование относительной силы различных групп мышц завершается в 6–7 лет, а ее достигнутый в этом возрасте уровень может сохраняться до 41–50 лет.
На проявление мышечной силы оказывают значительное влияние занятия физической культурой и спортом, начиная с детского и подросткового возрастов. Так, по мнению таких специалистов, как А.Н. Воробьев и Л.С. Дворкин, актуальность проблемы силовой подготовки определяется запросами спортивной практики. При этом авторы отмечают, что создание научно обоснованной системы силовой подготовки подрастающего поколения является решающим фактором не только для подготовки спортсменов высокого класса, но и для эффективной разносторонней физической подготовки молодёжи.
Силовая подготовка, особенно с применением дозированных отягощений, способствует целенаправленному развитию мышечной системы детей и подростков. Для этого имеются все соответствующие для данного возраста морфофункциональные предпосылки. Так, в период полового созревания увеличивается по сравнению с детским возрастом интенсивность прироста мышечной массы.
Если у детей 8 лет вес мышц по отношению к общему весу тела составляет 27%, то к 15 годам – 33% . Показатель суммарной силы мышц-разгибателей во всех возрастных группах от 16 до 18 лет превосходит соответствующие характеристики сгибателей на 57% . Ряд исследователей указали на благоприятное воздействие занятий с тяжестями на развитие мышечной силы в подростковом возрасте. Так, исследования Р.Е. Мотылянской, Л.И. Стоговой, Ф.А. Иорданской и др. говорят о положительном влиянии занятий с дозированными отягощениями на физическое развитие молодого организма и воспитание физических качеств.
По данным Л.С. Дворкина, наибольший темп прироста силы наблюдается в возрасте 13–16 лет, силовой выносливости – в 14–15 и 17 лет. Чаще хорошие и отличные годовые темпы прироста мышечной силы, отмечает автор, наблюдаются у тех лиц, которые имели средние или хорошие исходные результаты в контрольно-педагогических испытаниях силовых возможностей на протяжении всего времени исследований.
Известно, что развитие силы не только влияет на все стороны физической подготовки, но и имеет важное прикладное значение. Силовой компонент присутствует в любых видах спорта и поэтому развитию этого физического качества должно уделяться большое внимание, особенно при подготовке молодых спортсменов, начиная с их первых шагов в спорте.
Как показали многочисленные исследования, наиболее эффективно силовые возможности человека поддаются совершенствованию, когда используются дозированные отягощения.
Статьи о педагогике:
Особенности работы школы с многодетной семьей
По мнению Ю.П. Азарьева работу с многодетной семьей школа, а если быть точнее, то социальный педагог начинает с её изучения. Рассмотрим проблемы многодетных семей, с которыми чаще всего сталкивается школа и социальный педагог. Это могут быть многодетные семьи, где ребенок может жить в постоянных сс ...
Понятие осанки, ее виды и анатомо-физиологические особенности
Осанка – привычное положение тела при сидении, стоянии, ходьбе. Она начинает формироваться с раннего детства и зависит от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса. Осанка – это умение без особого напряжения сохранять правильную позу в различных положениях: сидя, при ход ...
Педагогическая система Иоганна Гербарта и Адольфа Дистерверга
Заметную роль в разработке педагогических основ воспитания сыграл Иоганн Гербарт, хотя частично его идеи носили консервативный характер. Именно с этих позиций он считал необходимым подавлять в детях «дикую резвость», используя для этого физические наказания, а также осуществлять неослабный надзо ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования