Понятия, функции, виды и свойства внимания
Причиной рассеянности может быть появление в носоглотке ребенка аденоидов. Эти образования мешают носовому дыханию, что ведет к обеднению кислородом системы кровоснабжения мозга и к нарушению его нормальной работы. Такие дети дышат ртом, их глаза теряют свой живой блеск и выразительность, становятся тусклыми и какими-то стеклянными — весь облик ребенка меняется.
Нередко причиной рассеянности детей, особенно очень впечатлительных, хорошо умственно развитых, начитанных и думающих, является отсутствие у них необходимой гибкости внимания или его переключаемости.
4. Переключаемость внимания - это возможность отвлечь сознание от одного объекта и переместить его на другой. Способность переключаться позволяет человеку лучше ориентироваться в окружающем мире. На физиологическом уровне это будет означать, что один очаг оптимального возбуждения угас, а в другом месте появился новый. Легко заметить, что переключение внимания у младших школьников происходит отнюдь не сразу. Так, давая следующее задание, учителя еще продолжают выслушивать ответы на предыдущее. Переключаемость внимания поддается тренировке легче, чем другие свойства. Для этого из урока в урок учитель должен регулярно менять виды деятельности и виды заданий.
Успех переключения связан с отношением ребенка к предыдущей деятельности: чем интереснее предшествующая деятельность и менее интересна последующая, тем труднее происходит переключение. В школе переключаемость хорошо видна в самом начале урока, когда ученики только пришли с перемены. Если ребенку сложно сразу включиться в работу, и он эмоционально какое-то время находится на перемене, то можно сказать, что у него плохая переключаемость.
5, Распределение внимания позволяет сразу следить за несколькими объектами или выполнять сразу несколько дел, например, писать под диктовку.
Чем сложнее совмещаемые виды деятельности, тем труднее распределить внимание. При совмещении умственной и моторной деятельности продуктивность умственной деятельности может снижаться в большей степени, чем моторной. Трудно совмещать два вида умственной деятельности. Распределение внимания возможно в том случае, если каждый из выполняемых видов деятельности знаком человеку, причем один — до некоторой степени привычен, автоматизирован (или может быть автоматизирован). В учебной деятельности такие свойства внимания, как распределение и переключаемость неразрывно связаны между собой, взаимопроникают друг в друга, являются сторонами единого процесса внимания.
Педагогические условия повышения культуры детского внимания. Очень часто в рассеянности детей повинен учитель. Если он ведет урок однообразно и скучно, если дает детям выполнять давно знакомые им и слишком легкие виды работ, если обрекает их на безделие или предъявляет им задания, требующие совершения только трафаретных исполнительных действий,, если он не пробуждает у учеников активной мыслительной деятельности — он неизбежно создает условия для появления рассеянности детского внимания. Детям скучно, и они непременно будут искать себе более увлекательное занятие на стороне: в болтовне с товарищем, в чтении художественной книги, в обмене запусками, в шалостях и т. д.
Если учитель суетлив или растерян, если ему не удалось в достаточной степени затормозить все свои реакции на личные невзгоды, радостные или тягостные переживания, если он недостаточно сосредоточен на проведении уроков и на своей работе с детьми — класс чувствует это моментально. Дети становятся возбужденными, громко кричат, ссорятся, шалят. Деловой, спокойный тон, быстрый темп урока, четкая его организация и насыщенность доступной детям содержательной деятельностью — наиболее эффективные средства активизации детского внимания, а вместе с тем и повышения работоспособности класса.
Статьи о педагогике:
Основные организационные формы физического
воспитания детей в школе
Физическое воспитание детей и подростков в общеобразовательных школах включает сдачу норм, характеризуется разнообразием организационных форм, активным вовлечением во внеклассные и внешкольные спортивно-массовые мероприятия, широким использованием физических упражнений в повседневной жизни школь ...
Методика изучения аксиом стереометрии
Построение системы аксиом стереометрии происходит по двум направлениям: 1) переформулирование аксиом планиметрии для пространства; 2) добавление новых “специфических” аксиом стереометрии. Первое из них осуществляется через принятие аксиомы: “В каждой плоскости пространства справедливы (выполнимы) в ...
Значение театрализованных игр в решении задач эстетического
воспитания старших дошкольников
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связ ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования