Методика работы над именем прилагательным по системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Перспективы образования » Изучение имени прилагательного в начальной школе по системе Занкова » Методика работы над именем прилагательным по системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Страница 4

Продолжаем выводы - их делают учащиеся на уровне своих возможностей:

при склонении имена прилагательные имеют свои падежные вопросы, отличающиеся от вопросов имен существительных:

падежные вопросы имен прилагательных в основном различны по родам, но многие совпадают, особенно в среднем роде: он сов­падает с мужским, кроме именительного и винительного падежей:

падежные окончания прилагательных различаются в зависимо­сти от твердости/мягкости основы слова: о/е , ы/и, а/я. у/ю:

окончания могут быть ударяемыми и безударными. Правопи­сание безударных окончаний проверяется ударными, в том числе и окончаниями вопроса того же падежа и рода.

Дальнейшие исследования учащихся: до сих пор мы изучали только единственное число в падежных формах. Нам предстоит изучить склонение во множественном числе. Как построить и про­вести такое исследование?

Углубление понятий: склонение как изменение имен по паде­жам мы применили к новой части речи - к прилагательному, при этом обнаружили несколько новых особенностей склонения (они названы выше). Значения падежей у прилагательных те же, что и у имен существительных, но они обогащены признаками, свойства­ми. Пополнился также термин падежные вопросы, а также термин падежные окончания.

Виды упражнений (кратко):

языковой анализ с акцентом на именах прилагательных:

языковой синтез - составление словосочетаний с именами прилагательными в различных вариантах:

полное склонение таких сочетаний устно и письменно:

составление предложений и текстов различных типов и мето­дом конструирования, и по коммуникативной методике:

выбор прилагательных и обоснование выбора:

варианты перестройки предложений, их расширение, редактирование:

составление тематических групп имен прилагательных и сло­вариков:

составление терминологического словарика по изученным те­мам курса и пр.

Исследовательские задания:

опираясь на темы раздела «Имя прилагательное», построить таблицу склонения во множественном числе, сделать выводы (формы падежей подскажет языковая интуиция),

исследовать окончания падежей во множественном числе, их написание:

построить задания для предполагаемых учащихся (ролевой момент):

представить себе, что вы ученики, на самом деле - учителя, а может быть, даже авторы учебника .

Углубленное исследовательское задание: в книгах вы встречаете прилагательные, разобрать которые пока не умеете. Ведь мы изучали далеко не все и про существительные, и про прилагательные (имеются в виду и краткие прилагательные, и степени сравнения и пр.). Попы­тайтесь определить их значения, формы, их роль в выражении мысли.

Виды обобщения по теме «Имя прилагательное»:

составление таблиц, схем, моделей, например склонения, где ис­пользуются полные слова: используются только окончания и пр. Пример: общая модель изменения имен прилагательных, связь с име­нами существительными, формы рода, числа, падежные формы и пр.:

В предложении - второстепенный член, устное сообщение обобщающего типа на темы «Совпа­дающие падежные формы имен прилагательных»: «Падежные окончания, которые в безударном варианте трудно различимы на слух»: «Выразительная, изобразительная роль прилагатель­ных (в тексте)»: «Группы прилагательных по значению»:

составление алгоритмов: порядок грамматического анализа имени прилагательного, алгоритм проверки написания безудар­ного падежного окончания прилагательного и пр.

Опорная схема: трудные, легко смешиваемые падежные окон­чания:

Твор. и предл. пад. Вин. и гвор. пад. муж. и ср. р.: жен. р.:

-ым, -ом /им, -ем -ой, -ою/-ей, ею

Словообразование имен прилагательных

В данном случае элементы словообразования способствуют разграничению частей речи на основе сопоставления однокорне­вых слов. Детям даются слова, которые должны быть расположе­ны в столбиках:

Имена прилагательные

Задача учащихся - объяснить разницу, признаки - лексические и грамматические, помогающие разграничить эти слова по частям речи.

Придет время, и они будут разграничивать еще и глаголы:

жизнь - живой - живет.

Различая части речи, дети используют:

а) признаки конкретного лексического значения:

б) признаки обобщенного значения: для существительных предметность, для прилагательного - признак, свойство:

в) грамматические значения как признаки частей речи:

г) формально-грамматические признаки, в первую очередь - окончания.

В данных примерах первый признак не столько разграничивает части речи сколько их сближает: но второй, третий и четвертый разграничивают. Второй аспект словообразовательной работы свя­зан с разделом лингвистики: перед учащимися раскрываются меха­низмы морфемного способа образования новых слов, сначала без строгого выделения аффиксов: снег - снеговик - снеговой – снегопад, а затем и модельное, более строгое рассмотрение словообразова­тельных цепочек: дом - домик: сад - садовый: чудо - чудесный; прелесть - прелестный: полет - летный: учение - учебный и т.п.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Статьи о педагогике:

Понятие «театрализованная игра», ее виды, значение и место в воспитательном процессе
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. В игре ребенок реализует себя как личность, способную на создание своего видения мира, и это является наиболее доступным для ребенка и интересным для него способом выражения знаний и эмоций и чувств. Об этом пишут многие из ученых, изучавших эту ...

Анализ результатов патриотического воспитания старших дошкольников ДОУ «Солнышко» после проведения занятий с использованием средств фольклора
После проведения формирующего этапа опытно-поисковой работы была проведена повторная диагностика патриотического воспитания старших дошкольников. Цель: выявить уровень патриотического воспитания старших дошкольников после проведенных занятий формирующего этапа опытно-поисковой работы. Задачи: 1. Пр ...

Общие свойства и особенности города
Нет недостатка в словах и выражениях, в которых города характеризовались как исключительное явление: “Город — интеграл человеческой деятельности”, “Города есть лучшее из того, что создано человеческой цивилизацией за всю историю ее развития”, “Города — духовные мастерские человечества”, “Город — од ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru