Методика работы над именем прилагательным по системе развивающего обучения Л.В. Занкова
И. к а к о и? к а к а я? к а к о е? к а к и е?
Р. к а к о г о? к а к о й ? какого? к а к и х? и т.д. (косвенные падежи мн. ч. изучаются по углубленным программам).
Внимание детей обращается на то, что все окончания вопроса ударяемые: это пригодится позже.
Далее следует синтетическая работа учащихся: они склоняют существительные с прилагательными: сразу берутся примеры с твердой и с мягкой основами. Склоняется, в сущности, словосочетание, записываются формы всех падежей, выделяются окончания имен прилагательных. Можно было бы поместить все три рода в одну таблицу склонения, но это громоздко, не поместится на странице.
Таблица склонения имен прилагательных
Мужской род М у ж с кой род | ||||||||||||
И. Р. Д. В. Т. П. |
Карандаш (какой?) Карандаша (какого?) карандашу (какому?) карандаш (какой?) карандашом (каким?) о карандаше (каком?) |
желтый, желтого, желтому, желтый, желтым, желтом, |
большой большое большом большой, большим большом |
Синий Синего Синему Синий Синим Синем | ||||||||
Форма винительного падежа для одушевленных существительных пока не берется | ||||||||||||
Женский род | ||||||||||||
И. Р. Д. В. Т. П. |
лента ленты ленте ленту лентой о ленте |
(какая?) (какой?) (какой?) (какую?) (какой?) (о какой?) |
желтая желтой, желтой, желтую, желтой, -ою желтой, |
синяя синей синей синюю синей, -ею синей
| ||||||||
Средний род | ||||||||||||
И. |
полотенце |
(к а к о е?) |
Желтое, |
синее | ||||||||
Р. |
полотенца |
(к а к о г о?) |
Желтого, |
синего | ||||||||
Д. |
полотенцу |
(к а к о м у?) |
Желтому, |
синему | ||||||||
В. |
полотенце |
(к а к о е?) |
Желтое, |
синее | ||||||||
Т. |
полотенцем |
(к а к и м?) |
Желтым, |
синим | ||||||||
П. |
о полотенце |
(о к а к о м?) |
Желтом, |
синем | ||||||||
В результате практической работы и наблюдений дети делают выводы:
не только формы рода и числа, но и все падежные формы прилагательных зависят от имен существительных, к которым относятся, с которыми согласуются:
можно задать вопрос от существительного к прилагательному, и окончание этого вопроса, всегда ударяемое, будет совпадать с окончанием прилагательного в том же падеже. Возможно, что сам вопрос - тоже имя прилагательное. Впоследствии, когда будут изучаться местоимения (вопросительные), дети поймут их роль и название. Такие «открытия» очень важны для методики: в них и перспективность, и опережение, и поисковые методики.
Статьи о педагогике:
Моделирование воспитательной системы класса
Построение воспитательной системы класса начинается с моделирования. В науке под моделированием принято понимать метод познавательной или практической деятельности, с помощью которого конструируется аналог-заменитель отображаемого либо создаваемого объекта, явления или процесса с целью получения но ...
Задачи и содержание работы по обучению старших
дошкольников измерительной деятельности
В настоящее время в условиях реформы школьного образования необходим тщательный учет всех возможностей детей в овладении знаниями, совершенствование программных требований и методов обучения в детском саду. Измерительная деятельность вводится в подготовительной к школе группе. Однако опыт педагогич ...
Морфологические категории прилагательного
Прилагательному как части речи свойственны морфологические категории рода, числа и падежа . Все эти категории у прилагательного – словоизменительные и выявляются синтаксически; морфологические значения прилагательных повторяют морфологические значения существительных, с которыми они согласуются. Ка ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования