Методика работы над именем прилагательным по системе развивающего обучения Л.В. Занкова
Первое задание.
На доске в 2 столбика записаны имена существительные: Дежурный. Столовая, рабочий, мороженое, выходной, часовой, учительская, легкие. знакомый, больной.
Учащимся нужно придумать и записать справа от каждого существительного такое словосочетание, чтобы в нем это существительное стало прилагательным.
Второе задание. На доске записаны 3 существительных: ДЕРЕВО, РЕКА, ЛЕС. Учащемся нужно подобрать и записать как можно больше прилагательных к данному существительному по смыслу .
На доске записаны словосочетания прилагательных с существительными:
Красн. . мак, стар. . платье, зимн. . стужа, син. . платок, нов. . пальто, зелен. . трава, мягк. . мох, свеж . мясо , летн. . время, громк. . музыка, темн. туча.
Нужно вставить окончания, определить род. После этого нужно было просклонять одно словосочетание.
Результаты работы отображены в таблице.
Выполнение задания контрольный класс обычный класс
1задание 23чел.(95%) 19чел.(82%)
2 задание 20чел. (90%) 16чел(80%)
3 задание 19чел.(80%) 15чел.(78%)
Вывод: у учащихся контрольного класса развито логическое мышление, умения анализировать, сравнивать и т.п. Выполнение заданий не вызвало у них больших затруднений.
Таким образом, учащиеся экспериментального класса успешно справились с работой (выполнили работу 94 %).
В результате специально организованного изучения темы «Имя прилагательное» с применением методов и приёмов развивающего обучения происходит развитие умственных, познавательных способностей детей; повышается интерес к обучению; улучшается качество знаний.
Эксперимент показал целесообразность разработанной системы, в которой реализуются принципы системы развивающего обучения Л.В. Занкова.
1. Анализ программы и учебников показал, что работа над темой «Имя прилагательное» ведётся на протяжении всего курса русского языка в 1 - 4 классах.
К концу обучения в начальной школе учащиеся должны владеть определённым запасом знаний об имени прилагательном как части речи, о его грамматических категориях (роде, числе, падеже, склонении), о роли имени прилагательного в предложении.
Задания и упражнения учебников направлены на выполнение программных требований и реализацию принципов развивающего обучения.
2. Представленная система работы над темой «Имя прилагательное», учитывающая психологические особенности младших школьников, позволяет изучать грамматический материал углубленно и взаимосвязано, реализовывать принципы системы развивающего обучения Л.В. Занкова, работать над общим развитием учащихся.
3. Эксперимент показал, что применение предложенной системы:
- существенно улучшает уровень и качество знаний учащихся по теме «Имя существительное»;
- повышает интерес младших школьников к обучению;
- способствует развитию у них логического мышления, аналитических способностей и т.п.
Заключение.
Настоящее квалификационное исследование посвящено решению одной из важных проблем - взаимосвязи языкового образования и умственного развития учащихся.
В работе мы исходили из того, что для успешного усвоения учащимися знаний по теме «Имя прилагательное» необходимо использование методов и приёмов развивающего обучения. Такая работа должна проводиться систематически на уроках русского языка.
Это позволит, с одной стороны, дать более глубокие знания младшим школьникам по данной теме, с другой стороны, повлияет на развитие умственных и познавательных способностей учащихся.
С целью реализации данного положения был проведен анализ лингвистической и психолого-методической литературы.
Анализ лингвистической литературы показал, что имя прилагательное является частей речи. Эта проблема достаточно изучена в лингвистике и охватывает следующие вопросы лексико-грамматические разряды, анализ психолого-методической литературы был направлен на выявление психологических особенностей младших школьников, которые заключаются в особенностях психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления и т.д.), на характеристику особенностей альтернативных систем обучения, а также основополагающих принципов системы развивающего обучения Л.В. Занкова:
- обучение на более высоком уровне трудности (с соблюдением меры трудности);
- изучение материала более быстрым темпом;
- ведущая роль теоретических знаний;
- осознание учащимися процесса учения;
- работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых, и
самых сильных.
Для решения вопроса об организации обучения по теме «Имя существительное» была предложена методика работы, основанная на положениях системы развивающего обучения Л.В. Занкова.
Предложенная система включает в себя два этапа, которые реализуются в ходе изучения каждой грамматической категории имени существительного:
Статьи о педагогике:
Психопрофилактика нарушений развития речи
В своей повседневной работе мы занимаемся развитием у детей всех основных аспектов устной речи: звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи. Для многих детей с фонетико-фонематическим, а тем более общим недоразвитием речи характерны трудности в усвоении новых слов. Это ...
Экспериментальное исследование развития внимания первоклассников
Исследование проходило в течение 2008-2009 учебного года и включало в себя три этапа. На первом этапе проводился теоретический анализ литературных источников по теме исследования, определялись объект, предмет, цели и задачи исследования, подбиралась соответствующая методика. На втором этапе проводи ...
Значение детских
рисунков в ранней диагностике неспособности к обучению
Рассмотрим особенности диагностики неспособности к обучению при помощи рисуночных тестов. 1. Диагностика нарушений восприятия. Для практических целей Форгус (Forgus) определил восприятие как процесс донесения информации, полученной из ощущений, ее расшифровки, установления связи с ранее пройденным ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования