Особенности трудового процесса при освоении профессии «слесарь-ремонтник»
Определение уровня развития профессионально-значимых физиологических функций может помочь найти индивиду, не только путь и способы компенсации недостающих у него качеств и функций, там, где эта компенсация необходима и возможна, но и профессионально сориентироваться. В связи с этим нами определялись профессионально-значимые физиологические функции, необходимые для учащихся при овладении трудовых и профессиональных навыков слесаря-ремонтника.
Линейный глазомер. Линейный глазомер изучается линейкой Ф. Гальтона, представляющей собой обычною линейку длиной 1000 миллиметров. На ней имеются два движка и на середине (стороне обращенной к испытуемому) четкая тонкая черта. Обследуемому предлагается воспроизвести движком от середины линейки расстояние, которое экспериментатор откладывает вторым движком в противоположную сторону. Проводится пять замеров, после чего в протокол заносится средняя арифметическая величина ошибок в миллиметрах.
Точность воспроизведения мышечного усилия. С помощью кистевого динамометра определяется 1/2 величина от максимальной мышечной силы кисти. Обследуемому без контроля зрения предлагается воспроизвести эту величину. Проводится три пробных замера, после чего три контрольных. Показателями точности поддержания мышечного усилия является величина средней ошибки поддержания в нескольких сериях.
Тактильная чувствительность кистей рук. Тактильная чувствительность измеряется на ладонной поверхности ногтевой фаланги указательного пальца правой руки обследуемого линейкой Мак-Уорти, которая состоит из двух двадцатисантиметровых линеек с гладкой поверхностью под углом. Проводится шесть основных замеров. Величина тактильной чувствительности в каждом замере (момент ощущения раздвоения в сантиметрах) заносится в протокол. Результаты исследования переводятся из сантиметров в условные единицы Мак-Уорти. К каждой линейке прилагается собственная шкала переводов сантиметровых делений в условные единицы.
Устойчивость внимания. Испытуемый должен в течение двух минут с возможно большей для него скоростью и точностью вычеркивать в таблице Анфимова указанные экспериментатором буквы ("К" и "Е"). Анализ результатов: определяется точность работы (Т) по формуле: Т= где А – количество правильно отмеченных знаков, В - количество ошибочно пропущенных знаков, С - количество ошибочно вычеркнутых знаков; продуктивность: Е = Р х Т, где Р – общее количество просмотренных знаков, Т – точность работы; также определяется количество ошибок на 500 знаков (Д).
Переключение внимания. Испытуемый по трем таблицам Шульте-Платонова ("а", "в", "с") сначала отыскивает в таблице "а" черные цифры от 1 до 25, затем в таблице "б" красные в порядке убывания от 24 и наконец, в таблице "с" – одновременно отыскивает красные и черные числа, называя их цвет. Черные числа испытуемый должен отыскать и назвать в прямом порядке от 1 до 25, а красные – в обратном, от 24 до 1. Показатель времени переключения определяется по формуле: Т = С - (А + В), где С – время выполнения задания по смешенной таблице "с", А – время выполнения задания по таблице "а", В – время выполнения задания по таблице "в".
Механическая память. Испытуемому предлагается в течении 30 секунд постараться запомнить двенадцать предъявленных двухзначных цифр. После чего он должен по памяти воспроизвести их в любом порядке на листе бумаги. Показателем уровня механической памяти является количество правильно воспроизведенных цифр.
Смысловая память. Испытуемому предъявляется 10 пар слов, которые он должен запомнить в течении 30 секунд. Затем на заранее выданном бланке он должен по памяти воспроизвести недостающие пары слов. Показателем смысловой памяти является коэффициент словесного логического запоминания, определяемый путем деления числа правильно воспроизведенных слов на количество предъявленных пар слов.
Профессиональные склонности. Оценка профессиональных склонностей учащихся к типу деятельности проводилась по методике Е.А. Климова. Она основана на психологической классификации профессий, предполагающей выделение пяти типов деятельности в зависимости от предмета труда; "природа", "техника", "человек", "знаковая система", "художественный образ". Это связанно с тем, что по мнению автора методики, предмет труда, определяя характер труда, в значительной степени определяет и требования профессии к человеку. Методика предполагает оценку профессиональных склонностей школьников к пяти типам деятельности. Методика представляет собой бланковый тест, оценка результатов которого проводится по пяти позициям, соответствующим типам деятельности. В каждой позиции максимально возможной величиной может быть 8 баллов.
В качестве критерия зрелости профессиональных склонностей учащихся мы принимали наличие не менее 7-8 баллов в одной из позиций. Школьники, не имеющие 7-8 баллов ни в одной из позиции, отнесены нами в группу с несформированными профсклонностями.
Статьи о педагогике:
Понятие «театрализованная игра», ее виды, значение и место в
воспитательном процессе
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. В игре ребенок реализует себя как личность, способную на создание своего видения мира, и это является наиболее доступным для ребенка и интересным для него способом выражения знаний и эмоций и чувств. Об этом пишут многие из ученых, изучавших эту ...
Специфика ценностей российского общества
Многие ученые отмечают своеобразие исторического и социокультурного развития нашей страны, что связано не только с ее геополитическим положением, но и с культурой и менталитетом всего населения. Поэтому и смена ценностных идеалов у нас так же имеет свои индивидуальные черты. Как отмечают Лапин Н.И. ...
Исследование влияния субкультуры на социальное воспитание подростков
В субкультуре реализуется одна из основополагающих потребностей учащихся — выстраивание образа «Я». Влияние субкультуры связано с трансляцией определенного привлекательного для подростков и молодежи субкультурного образа, присвоение только внешней формы подменяет зачастую ценностное самоопределение ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования