Методические рекомендации педагогам и родителям по развитию речи детей

Перспективы образования » Речевая готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению » Методические рекомендации педагогам и родителям по развитию речи детей

Страница 5

4. Сказочные звери.

Цель: Упражнение помогает развитию у детей связной речи и воображения.

Инструкция: Воспитатель предлагает детям вспомнить сказки, в которых есть различные животные. Они рассказывают про сказочного зверя, а остальные угадывают зверя и сказку.

5. Сочиняем сказку.

Цель: Упражнение помогает развитию у детей смысловой стороны речевой деятельности.

Инструкция: В шкатулке кружки различного цвета. Вытаскиваем кружок и придумываем, кто это будет в сказке и т.д. Составляем текст.

6. «Живые слова».

Каждый играющий изображает слово. Скажем, один — «медвежонок», другой — «любит». Задания: придумать третье слово, соответствующее первым двум по смыслу, например: «Медвежонок любит мед»; поменять местами второе и третье слово — «Медвежонок мед любит»; затем первое слово поставить в конец предложения — «Мед любит медвежонок»; заменить слово «мед» другим, например, «кувыркаться», составить предложение («Кувыркаться любит медвежонок»); опять поставить слово «медвежонок» на первое место («Медвежонок любит кувыркаться»); придумать свое предложение со словом «медвежонок» («Медвежонок косолапый», «Медвежонок любит малину», «Медвежонок спит» и т. д.).

7. Составление загадок самими детьми.

Очень важно, чтобы ребенок мог не только назвать предмет, но и правильно обозначить его качества, действия с ним. Вначале загадывает предмет воспитатель, а затем дети.

В констатирующем эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 5-7 лет на базе дошкольного образовательного учреждения «Ласточка». Экспериментальная работа проводилась в течение 2005-2006 учебного года.

Цель констатирующего этапа эксперимента предполагала определение уровня речевой готовности детей к школе.

Для выявления уровня речевого развития детей были выбраны следующие методики и задания:

Определение понятий.

Оценка пассивного словарного запаса.

Определение активного словаря.

Задание на проверку правильности произношения звуков.

Проверка сформированности грамматических систем.

Владение связной речью.

Исследования показали, что к концу старшего дошкольного возраста не все дети достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому обучению.

Можно выделить ряд показателей психологической незрелости ребёнка, поступающего в школу.

Слабое речевое развитие детей.

Неразвитость тонкой моторики.

Неправильное формирование способов учебной работы.

Отсутствие у детей ориентировки на способ действия, слабое владение операциональными навыками.

Слабое развитие произвольного внимания, памяти.

Низкий уровень развития самоконтроля.

Основными показателями речевой готовности старших дошкольников к обучению являются:

характеристика пассивного словаря;

характеристика активного словаря;

звукопроизношение;

сформированность грамматических систем;

связность речи;

фонематический слух.

Проведение констатирующего эксперимента позволило:

Оценить уровень речевой готовности

Выделить детей со средним и низким уровнем речевой готовности к школьному обучению.

Разработать дидактические игры, направленные на развитие речи и ознакомление с окружающим миром в структуре комплексных занятий.

Опытно-экспериментальная работа по развитию речи дошкольников реализовывалась посредством специально разработанных дидактических игр в процессе комплексных занятий в условиях ДОУ.

На этом этапе исследования решались следующие задачи:

проверить эффективность специально разработанных комплексных занятий с использованием дидактических игр, направленных на речевое и экологическое развитие;

доказать гипотезу анализом и выводами проделанной опытно-экспериментальной работы по развитию речи дошкольников.

На основе полученных результатов предложен комплекс занятий по развитию речи.

При разработке занятий учитывались:

возрастные особенности старших дошкольников.

результаты проделанной работы по выявлению уровня речевого развития старших дошкольников на этапе констатирующего исследования.

Специально подобран комплекс занятий по развитию речи, в который включены элементы занятия по «Ознакомлению детей с природой» и дидактические игры.

Исходя из анализа результатов констатирующего эксперимента, в разработке комплекса занятий ставились следующие задачи:

совершенствовать слуховое восприятие

воспитывать умение подбирать слова, сходные по звучанию

активизировать словарь детей

совершенствование дикции, укрепление артикуляционного аппарата, уточнение и совершенствование произношения некоторых звуков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Петербургский воспитательный дом Дворец К.Г. Разумовского
2 (14) мая 1797 года император Павел I издал указ о передаче под покровительство императрицы Марии Федоровны и придании самостоятельного статуса Петербургскому воспитательному дому, открытому известным просветителем и педагогом И. И. Бецким. Воспитательный дом разместился в центре Санкт-Петербурга ...

Многообразие развивающей среды. Ее функции и принципы построения
Р Организующая функция имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле развивающая среда становится толчком для выбора ребенком того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его интерес ...

Сущность понятия «подростковая субкультура»
Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определённой группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации- ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru