Анализ деятельности ДОУ «Солнышко» по патриотическому воспитанию дошкольников
1. На первом этапе разрабатывался и апробировался комплекс взаимодополняющих друг друга диагностических методик вербального характера: беседа, "история-рассказ", "условные позиции". Посредством данных методик подвергся проверке выделенный критерий патриотической воспитанности – чувства сопереживания и сочувствия к "другому" у детей раннего возраста в плане представлений, знаний и суждений (то есть вербальное поведение, по утверждению Е.В. Субботского).
Критерий патриотической воспитанности прослеживался через ряд показателей: понимание и определение дошкольником сопереживания и сочувствия; направленность (по отношению к кому ребенок направляет сопереживание и сочувствие: к близким, друзьям, животным и т.д.); ситуации (в каких случаях требуется сопереживание и сочувствие другому); способы (каким образом осуществляется и выражается сопереживание и сочувствие к другому: вербальным, информационно-познавательным, практическим).
2. Следующим этапом опытно-поисковой работы явилось сравнение уровней патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста в вербальном и реальном поведении с целью выявления: насколько понимание сопереживания и сочувствия совпадает с действенным проявлением.
В начале года была проведена диагностика. Своевременная и углубленная диагностика патриотического воспитания позволяет выявить уровень развития детей старшего дошкольного возраста. Для этого можно использовать доступные в выполнении диагностические тесты в виде контрольных двигательных заданий, предлагаемых детям раннего возраста в игровой форме. Они не требуют дополнительной подготовки воспитателя и сложного оборудования для их проведения и обладают высокой статистической достоверностью.
Исследование проводилось индивидуально. В протоколе фиксировались эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.
Таблица 1 Мониторинг патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на начало года
Фамилия, имя ребенка |
Мое здоровье |
Патриот |
Красота спасет мир |
Азбука нравственности |
Я и природа |
Инд-ный показатель | ||||||||||||
1. Арчаков Никита |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 | ||
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
25- средний | ||
2. Бокова Ксения |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
28 - средний | |
3. Брюнин Стёпа |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
33- средний | |
4. Гунчихин Дима |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
27 - средний | |
5. Гуреева Ксения |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
27 - средний | |
6. Курепин Данил |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
3 |
29 - средний | |
7. Парамзин Павел |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
23 - средний | |
8. Пономарева Настя |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
33 - средний | |
9. Руденко Арина |
2 |
3 |
3 |
1 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
35 - средний | |
10. Шорникова Оля |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
34 - средний | |
Высокий уровень |
10% |
20% |
10% |
10% |
10% |
10% |
10% |
10% |
10% |
10% |
20% |
30% |
40% |
20% |
40% |
40% | ||
10% |
10% |
10% |
30% |
40% | ||||||||||||||
Средний уровень |
60% |
30% |
50% |
60% |
60% |
60% |
50% |
30% |
20% |
70% |
50% |
60% |
40% |
60% |
40% |
50% | ||
50% |
60% |
40% |
50% |
45% | ||||||||||||||
Низкий уровень |
30% |
50% |
40% |
40% |
20% |
30% |
40% |
70% |
70% |
20% |
30% |
10% |
20% |
20% |
20% |
10% | ||
40% |
30% |
50% |
20% |
15% | ||||||||||||||
Статьи о педагогике:
Способности ребенка к усвоению иностранного языка
Переход нашей системы образования на гуманистическую парадигму выдвигает на первый план проблемы развития способностей. Психологи отмечают, что как для родителей, так и для педагогов важно знать и учитывать в обучении способности детей, иначе нельзя начинать серьезный разговор об их воспитании . В ...
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулиров ...
Психопрофилактика нарушений развития речи
В своей повседневной работе мы занимаемся развитием у детей всех основных аспектов устной речи: звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи. Для многих детей с фонетико-фонематическим, а тем более общим недоразвитием речи характерны трудности в усвоении новых слов. Это ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования